Top.Mail.Ru
Колонки

Зачем компаниям Tone of Voice и как он зависит от работы службы поддержки

Колонки
Даниленко Елена
Даниленко Елена

Ведущий специалист отдела поддержки пользователей Text.ru

Ахмед Садулаев

Для того, чтобы выделиться и удержать внимание аудитории, в наше время необходимо делать бренд запоминающимся. Добиться подобной уникальности и узнаваемости компаниям помогает Tone of Voice. Что это такое, зачем проекту узнаваемый голос и поможет ли работа службы поддержки повлиять на восприятие бренда, рассказывает ведущий специалист отдела поддержки пользователей Text.ru Елена Даниленко.

Зачем компаниям Tone of Voice и как он зависит от работы службы поддержки

Что такое Tone of Voice

Если переводить дословно, Tone of Voice означает «тон голоса». Если говорить простым языком, в маркетинге так называют манеру, с которой специалисты общаются с аудиторией от лица компании. «Тон» проявляется в статьях, сообщениях, комментариях и других материалах, которые исходят от лица компании, в самом стиле онлайн- и офлайн-общения, в тактике ведения комьюнити, рекламных кампаний и соцсетей. Tone of Voice показывает, как бренд позиционирует себя на рынке, его характер, цели, миссию, отношение к аудитории и конкурентам. Это один из ключевых элементов, отвечающих за эмоциональную связь бренда с его клиентами, поэтому голос компании так же важен, как фирменная упаковка или логотип.

Разницу в целях и отношении к покупателям можно проследить через Tone of Voice в рекламе крупнейших сетей быстрого питания Mcdonald's и Burger King. Первый старается проявить себя в качестве ресторана для всей семьи, поддерживает традиционные ценности, обращается к аудитории дружелюбно и вежливо. В отличие от Mcdonald's, Burger King демонстрирует бунтарский дух, позволяет себе провокационные и дерзкие высказывания на рекламных баннерах, чтобы привлечь всеобщее внимание.

 

В Tone of Voice одного из самых популярных производителей газированных напитков Coca-Cola прослеживается дружелюбный и позитивный настрой, а также концепция счастливой жизни.

Голос американского производителя гаджетов Apple звучит серьезно, лаконично, воодушевляюще и уважительно. Компания предпочитает «говорить о сложном просто», потому стремление к простоте, лаконичности, минимализму и деловому подходу проявляется не только в дизайне продукции, но и в маркетинговых публикациях бренда.

 

Российская онлайн-школа по изучению английского языка Skyeng придерживается заботливого Tone of Voice, а сервис по поиску выгодных авиабилетов Aviasales предпочитает общаться с аудиторией на позитивной ноте, с юмором.

Некоторые компании выбирают стилизованный тон. Наглядный пример такого бренда: сеть быстрого питания «Теремок», которая обращается к своим покупателям не иначе, как «судари и сударыни».

Что дает ToV компании

То, каким будет Tone of Voice, как правило, решают на начальном этапе формирования бренда или компании, когда встает вопрос о будущем имидже. При этом тон выполняет целый ряд функций:

  • Повышает узнаваемость бренда. Узнаваемость напрямую связана с лояльностью аудитории и ее доверием. Так, если бренд узнаваем, ему будет доверять даже тот клиент, который еще не знаком с продукцией или услугами лично. Кроме того, принимая решение о покупке, человеку куда проще взаимодействовать со знакомым брендом, чем «проверять» неизвестный.
  • Транслирует ценности. Вся коммуникация бренда должна демонстрировать ценности компании и соответствовать ее миссии. При этом важно не столько говорить об этом, сколько демонстрировать на деле. Так, если бренд позиционирует свой Tone of Voice как заботливый, то пренебрежительное общение с клиентами непозволительно.
  • Создает эмоциональную связь. Люди зачастую выбирают те бренды, которые откликаются им эмоционально, соответствуют их мыслям и взглядам. Если голос компании вызывает у человека положительные эмоции, высока вероятность, что он станет клиентом этого бренда.
  • Выделяет среди конкурентов. Рынок пестрит предложениями, из-за чего компаниям приходится бороться за внимание каждого потенциального клиента. Tone of Voice позволяет выделиться среди конкурентов фирменным стилем и запомниться уникальным подходом к аудитории.
  • Улучшает продажи. Главная цель любого бизнеса состоит в получении прибыли. С учетом этого Tone of Voice становится одним из ключевых инструментов маркетинговой стратегии, что в конечном итоге помогает развитию и продвижению бренда на рынке.

Как работа службы поддержки может повлиять на «тон»

«Тон голоса» тесно связан с элементами имиджа компании, поэтому он должен быть единым для всех каналов общения с аудиторией. Это касается любых методов взаимодействия, начиная с официальных публикаций на сайте, в СМИ или соцсетях и заканчивая работой службы поддержки.

Но неужели деятельность последней влияет на репутацию и тон компании не меньше, чем публикации в прессе? Именно так, и даже больше.

Дело в том, что служба поддержки — это своего рода первая линия, с которой сталкивается клиент при обращении и которая несет ответственность за качество обслуживания.

Именно по работе и манере общения этого отдела пользователь может оценить деятельность и характер всей компании, составить представление о ее целях, миссии, отношении к аудитории. Даже идеальный продукт может провалиться на рынке, если его саппорты работают некачественно и игнорируют заданный тон бренда. Если компания выбирает заботливый Tone of Voice, служба поддержки должна общаться с клиентами вежливо, уважительно и терпеливо. А вот дерзкое и панибратское общение, присущее брендам-провокаторам, или равнодушные и шаблонные ответы, идущие вразрез с заявленным голосом компании, могут отпугнуть клиентов и разрушить положительную репутацию бренда.

Получается, компания не только самостоятельно решает, какого Tone of Voice она придерживается, но и зависит от того, какую манеру общения демонстрирует ее служба поддержки. Ведь именно впечатление от работы этого отдела формирует первичное мнение о бренде в целом.

Как это выглядит на практике

Давайте посмотрим, как разным компаниям на практике удается сохранять (или нет) единый Tone of Voice в публикациях и ответах службы поддержки.

Так, ВТБ, один из крупнейших российских банков, придерживается формального тона в публикациях, который подходит государственным учреждениям. Tone of Voice этой компании серьезный, деловой и сдержанный. 

То же настроение можно наблюдать в ответах службы поддержки. Юмор и неформальный стиль общения был бы здесь неуместен, разрушая репутацию серьезного банка. И бренд прекрасно это понимает.

Другой банк, «Тинькофф», придерживается шутливого, разговорного, эмоционального и более неформального тона. В публикациях в Instagram банк нередко постит шутливые подписи и фото, а также дружелюбно общается с подписчиками.

Примерно такой же манеры придерживается и служба поддержка банка. В ответах специалист может пошутить или прислать забавный смайлик, что вряд ли позволит себе саппорт ВТБ. Таким форматом общения «Тинькофф» поддерживает репутацию современного банка для молодежи.

 

Шутливый и позитивный тон демонстрирует один из крупнейших онлайн-магазинов Ozon. Бренд позиционирует себя как семейный, при этом поддерживает традиционные ценности, а по отношению к аудитории ведет себя дружелюбно, вежливо и отзывчиво. Именно это мы наблюдаем в рекламе компании, ее постах в «ВКонтакте» и Instagram.

Крайне отзывчиво (крайне! отзывчиво!) себя проявляет и служба поддержки Ozon, полностью соответствуя официальному Tone of Voice. Даже в сложной ситуации это помогает бренду не испортить впечатление о себе.

Но, к сожалению, не всегда тон компании идеально совпадает с работой службы поддержки. 

Так, например, происходит в сети магазинов «Пятерочка». В социальных сетях бренд старается общаться с аудиторией неформально, дружелюбно, умеренно эмоционально, но при этом уважительно, заботливо и отзывчиво.

Совсем иную картину можно наблюдать в работе службы поддержки, где порой сложно добиться хоть какого-то ответа, кроме стандартных отписок роботов. К сожалению, подобное пренебрежение значительно сказывается на репутации компании: в конечном итоге клиент может отказаться от услуг компании, выбрав более ответственного конкурента.

Значительно расходится тон публикаций и манера общения службы поддержки «Почты России». Так, в Instagram и «ВКонтакте» компания соблюдает разговорный, дружественный и неформальный стиль, часто шутит, использует смайлики — в общем, вовлекает пользователей, как может.

А вот служба поддержки придерживается официального и делового Tone of Voice. В итоге складывается ощущение, что в службе поддержки «Почты России» либо сидят одни роботы, либо — отстраненные и безразличные к проблемам пользователей люди.

Подводя итог

Tone of Voice означает манеру, с которой специалисты компании общаются с аудиторией. При этом голос бренда проявляется через все каналы коммуникации, поэтому желательно, чтобы он был единым для разных платформ и способов взаимодействия с клиентами. В противном случае Tone of Voice перестает выполнять свои функции, а репутация компании ухудшается.

Фото на обложке: Pexels

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Возможен ли бизнес на отношениях, если 95% продаж холодные
  2. 2 Как открыть счет в иностранном банке в 2023 году
  3. 3 HealthTech Map
  4. 4 «30% клиентов готовы перейти к конкурентам, если обслуживание ухудшится» — как поддерживать клиентский сервис
  5. 5 Вернуть всех: что могут сделать торговые центры и бренды, чтобы снова привлечь покупателей
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше