Бизнесу необходимы мягкие лидеры - более десятка исследований это подтверждают
Ксения Дементьева
Извечный вопрос: что лучше - быть мягким руководителем, чтобы нравиться сотрудникам, или быть жестким, чтобы они относились с уважением и много работали?
Несмотря на то, что все больше компаний склоняются к демократичному стилю управления и горизонтальным организационным структурам, многие до сих пор склоняются ко второму варианту. Как показывают исследования - напрасно, пишет Harvard Business Review.
Фото: Fotoimedia
Традиционная парадигма "быть тверже и дистанцироваться от подчиненных" только кажется более безопасной. Есть распространенное заблуждение о том, что излишне "мягкого" руководителя будут меньше уважать, но на самом деле, это не так. И результаты исследований подтверждают это. "Жесткие" менеджеры ошибочно полагают, что если давить на подчиненных, то можно повысить их производительность. Однако высокий уровень стресса у сотрудников только повлечет за собой дополнительные расходы для них самих и их работодателей: повышается уровень текучести кадров и растут затраты на здравоохранение. В частности, говорится в исследовании, компании, в которых сотрудники больше подвержены стрессу, тратят на здравоохранение на 46% больше, нежели те, где с уровнем стресса все в порядке. Стресс на рабочем месте провоцирует, например, развитие ишемической болезни сердца. А что касается текучести кадров, то тот же самый стресс может мотивировать людей искать новую работу и отказываться от повышения и расширения зоны ответственности.
Вопреки распространенному мнению, исследования Адама Гранта (одного из самых молодых профессоров Уортона и любимого психолога компании Google) показывают, что хорошие парни (и, разумеется, девушки) оказываются в выигрыше, если используют верные стратегии. Другие исследования показывают, что проявления доброты повышают статус человека в группе.
Ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что лидеры, которые проявляют теплоту и заботу по отношению к подчиненным, демонстрируют большую эффективность, нежели те, которые предпочитают жесткость. Почему? Потому что сотрудники доверяют им - с добрыми руководителями у них гораздо более доверительные отношения.
Кроме того, когда лидер добр и справедлив по отношению к своей команде, его подчиненные демонстрируют более высокий уровень сознательности и продуктивности - как в индивидуальной, так и в групповой работе. Джонатан Хейдт из бизнес-школы Стерна Нью-Йоркского университета также пришел к выводу, что самоотверженное поведение руководителя вдохновляет сотрудников, они становятся более лояльны, дружелюбны и доброжелательны, а также более охотно помогают другим (и отнюдь не обязательно только тем, кто помогал им самим).
Атмосфера дружелюбия, как нетрудно догадаться, помогает снизить стресс. Активность мозга снижается, когда он чувствует опасность и угрозу (не важно, кто перед ним - разъяренный лев или сердитый руководитель), работают только определенные участки, которые отвечают отнюдь не за креативность. Есть и вполне физические проявления. Тогда как отсутствие прочных эмоциональных связей с коллегами способствует стрессу, позитивные социальные взаимодействия на работе хорошо влияют на состояние здоровья: снижаются артериальное давление и частота сердечных сокращений, укрепляется иммунная система. Как показали результаты исследования ученых из Каролинского института в Стокгольме, личные качества лидера напрямую связаны с частотой возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у его подчиненных. Исследователи опросили 3000 специалистов и пришли к выводу, что хороший руководитель в буквальном смысле хорошо влияет на сердце.
Для некоторых HR-директоров это может стать открытием, но счастье на работе многие сотрудники ценят больше, чем высокую зарплату. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Gallup. Позитивная атмосфера в команде хорошо влияет и на бизнес-показатели: чем лучше культура и отношения в команде, тем сотрудники лучше работают, а клиенты - более удовлетворены.
Таким образом, объединив результаты всех этих исследований, несложно прийти к выводу, что создание модели лидерства, основанной на взаимном доверии и тесном сотрудничестве, поможет в создании особой корпоративной культуры, которая сделает специалистов счастливее, мотивирует помогать друг другу и работать продуктивнее в долгосрочной перспективе. Но что представляет собой этот эмпатический стиль руководства на практике? На этот вопрос довольно сложно ответить однозначно. Некоторые компании предлагают "тематические" льготы, вроде гибкого графика и возможности работать из дома, которые влияют на счастье сотрудников. Но, как показывают результаты опроса компании Gallup, этого недостаточно. Важны не столько материальные проявления заботы, сколько личные качества руководителей - такие, как искренняя преданность ценностям и компании, этичность, настоящая доброта и самоотверженность.
Очевидно, что необходимо выше ценить добрых руководителей. Однако в этой бочке меда есть своя ложка дегтя: исследователи из Университета Нотр-Дам выяснили, что чем более приятен мужчина-руководитель, тем ниже его компенсация. На зарплаты женщин-руководителей это не влияет, поскольку в данном случае нет никакого отклонения от, условно говоря, гендерной нормы. Как пишет Harvard Business Review, результаты данного исследования должны не мотивировать мужчин становиться жестче, а мотивировать общества раздвинуть понятие нормы. Тогда, возможно, все станут немного счастливее на работе.
Фото: Fotoimedia
Традиционная парадигма "быть тверже и дистанцироваться от подчиненных" только кажется более безопасной. Есть распространенное заблуждение о том, что излишне "мягкого" руководителя будут меньше уважать, но на самом деле, это не так. И результаты исследований подтверждают это. "Жесткие" менеджеры ошибочно полагают, что если давить на подчиненных, то можно повысить их производительность. Однако высокий уровень стресса у сотрудников только повлечет за собой дополнительные расходы для них самих и их работодателей: повышается уровень текучести кадров и растут затраты на здравоохранение. В частности, говорится в исследовании, компании, в которых сотрудники больше подвержены стрессу, тратят на здравоохранение на 46% больше, нежели те, где с уровнем стресса все в порядке. Стресс на рабочем месте провоцирует, например, развитие ишемической болезни сердца. А что касается текучести кадров, то тот же самый стресс может мотивировать людей искать новую работу и отказываться от повышения и расширения зоны ответственности.
Вопреки распространенному мнению, исследования Адама Гранта (одного из самых молодых профессоров Уортона и любимого психолога компании Google) показывают, что хорошие парни (и, разумеется, девушки) оказываются в выигрыше, если используют верные стратегии. Другие исследования показывают, что проявления доброты повышают статус человека в группе.
Ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что лидеры, которые проявляют теплоту и заботу по отношению к подчиненным, демонстрируют большую эффективность, нежели те, которые предпочитают жесткость. Почему? Потому что сотрудники доверяют им - с добрыми руководителями у них гораздо более доверительные отношения.
Кроме того, когда лидер добр и справедлив по отношению к своей команде, его подчиненные демонстрируют более высокий уровень сознательности и продуктивности - как в индивидуальной, так и в групповой работе. Джонатан Хейдт из бизнес-школы Стерна Нью-Йоркского университета также пришел к выводу, что самоотверженное поведение руководителя вдохновляет сотрудников, они становятся более лояльны, дружелюбны и доброжелательны, а также более охотно помогают другим (и отнюдь не обязательно только тем, кто помогал им самим).
Атмосфера дружелюбия, как нетрудно догадаться, помогает снизить стресс. Активность мозга снижается, когда он чувствует опасность и угрозу (не важно, кто перед ним - разъяренный лев или сердитый руководитель), работают только определенные участки, которые отвечают отнюдь не за креативность. Есть и вполне физические проявления. Тогда как отсутствие прочных эмоциональных связей с коллегами способствует стрессу, позитивные социальные взаимодействия на работе хорошо влияют на состояние здоровья: снижаются артериальное давление и частота сердечных сокращений, укрепляется иммунная система. Как показали результаты исследования ученых из Каролинского института в Стокгольме, личные качества лидера напрямую связаны с частотой возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у его подчиненных. Исследователи опросили 3000 специалистов и пришли к выводу, что хороший руководитель в буквальном смысле хорошо влияет на сердце.
Для некоторых HR-директоров это может стать открытием, но счастье на работе многие сотрудники ценят больше, чем высокую зарплату. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Gallup. Позитивная атмосфера в команде хорошо влияет и на бизнес-показатели: чем лучше культура и отношения в команде, тем сотрудники лучше работают, а клиенты - более удовлетворены.
Таким образом, объединив результаты всех этих исследований, несложно прийти к выводу, что создание модели лидерства, основанной на взаимном доверии и тесном сотрудничестве, поможет в создании особой корпоративной культуры, которая сделает специалистов счастливее, мотивирует помогать друг другу и работать продуктивнее в долгосрочной перспективе. Но что представляет собой этот эмпатический стиль руководства на практике? На этот вопрос довольно сложно ответить однозначно. Некоторые компании предлагают "тематические" льготы, вроде гибкого графика и возможности работать из дома, которые влияют на счастье сотрудников. Но, как показывают результаты опроса компании Gallup, этого недостаточно. Важны не столько материальные проявления заботы, сколько личные качества руководителей - такие, как искренняя преданность ценностям и компании, этичность, настоящая доброта и самоотверженность.
Очевидно, что необходимо выше ценить добрых руководителей. Однако в этой бочке меда есть своя ложка дегтя: исследователи из Университета Нотр-Дам выяснили, что чем более приятен мужчина-руководитель, тем ниже его компенсация. На зарплаты женщин-руководителей это не влияет, поскольку в данном случае нет никакого отклонения от, условно говоря, гендерной нормы. Как пишет Harvard Business Review, результаты данного исследования должны не мотивировать мужчин становиться жестче, а мотивировать общества раздвинуть понятие нормы. Тогда, возможно, все станут немного счастливее на работе.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
ВОЗМОЖНОСТИ
20 мая 2024
20 мая 2024
20 мая 2024
20 мая 2024
20 мая 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Архив rb.ru
Как получить больничный, если вы не больны
Списки и рейтинги