Top.Mail.Ru
Колонки

17 вещей, которые нужно знать для продуктивной самозанятости

Колонки
Василий Воропаев
Василий Воропаев

Основатель b2b-платфомы по работе с IT-специалистами Rubrain.com и портала FL.ru

Вероника Елкина

Василий Воропаев, основатель и CEO платформы по работе с IT-специалистами Rubrain.com, рассказывает о том, на что следует обращать внимание, если вы работаете самостоятельно (на удаленке или фрилансе) и как правильно распределять свое время.

17 вещей, которые нужно знать для продуктивной самозанятости

Если мы говорим о самозанятости, надо разграничить понятия, имеется ли в виду фриланс или удаленная работа.

Если вы решили сменить офисную работу на фриланс, учитывайте несколько важных моментов:

Работайте по договору, особенно с незнакомыми заказчиками

В этом случае налоги будет отчислять заказчик на правах работодателя, а не вы. Обычно это договор подряда или договор об оказании услуг, в котором заказчик четко прописывает все требования и условия, а также сроки, в которые вы должны выполнить работу и получить оплату. Чем конкретнее они будут, тем лучше. Если есть сроки на промежуточные этапы, обязательно указывайте их. Контракт избавит вас от дополнительной работы (например, клиент уже не сможет сказать: «Спасибо за разработку сайта, но я заплачу, только если еще и контекстную рекламу настроишь»). Не спешите отправлять всю работу клиенту, получив только предоплату. Чтобы заказчик потом не исчез с выполненным заданием, сначала заключите с ним договор.

Когда мои юристы составляют договор с клиентом, они учитывают следующее:

  • Четкое ТЗ, с самым подробным описанием задачи.
  • Сроки дедлайнов по каждому проекту или подпроекту. Я предпочитаю разделять проект на несколько подпроектов, устанавливая для каждого дедлайн. Так, если проект длится более месяца, проще разбить его по месяцам. Далее месяцы разбить на недели, недели — на рабочие дни, а рабочие дни — на часы. Это помогает держать руку на пульсе, контролировать сроки, понимать отставание или опережение графика и понимать причины, когда «все идет не по плану». Кроме того, необходимо вести учет после каждого периода.
  • Оплата услуг.
  • Форс-мажорные условия. Например, если клиент передумал делать этот проект и уехал в отпуск, что произойдет?

Не работайте только на одном проекте

Во-первых, опасность, что работодатель «кинет» остается всегда, особенно если вы не прислушались к первой рекомендации и договор так и не заключили. Риск возрастает, если вы работаете со стартапами. Распределяйте нагрузку между 2-3 проектами, так вы всегда будете застрахованы от неуплат и сбережете собственные нервы. Кроме того, ситуация может резко поменяться. Те проекты, которые задерживали оплату по объективным причинам, но через время выровнялись и стали чувствовать себя более стабильно, снова обратятся к вам за сотрудничеством, помня, что вы, чуть ли не единственный, шли им навстречу в плохие времена.

Не затягивайте начало сотрудничества

Есть некоторые категории заказчиков, которые будут согласовывать с вами условия работы не один день, а даже месяцы, предлагая выполнить разные тестовые задания. Можно предложить им сразу начать сотрудничество и оплатить выполненную работу в конце месяца. Если работа не устроит, они вам просто не заплатят. Чтобы не чувствовать себя обманутым, заложите все возможные издержки в цену. Таким образом вы сэкономите свое время.

Не покупайтесь на нереалистично высокую оплату ваших услуг

Если страница оригинального авторского текста стоит заоблачных денег, не спешите набирать себе заданий. Возможно, вы имеете дело с мошенниками. Выясните, готова ли компания подписать договор, наведите справки о заказчике, особенно поинтересуйтесь, есть ли какие-то штрафы для фрилансеров в случае, если вы, например, просрочите сдачу работы на день. Иногда штрафы могут в прямом смысле съесть всю прибыль, а вы еще и должны останетесь.

picФото: Unsplash

Не соглашайтесь выполнять огромное тестовое задание

Очень популярна такая схема: работодатель просит полностью разработать концепцию дизайна нового проекта, с нуля сделать темплан нового номера или обзвонить новых заказчиков и собрать информацию для презентации. Очень сложное или длинное тестовое задание может говорить о том, что компания таким образом получит ваши идеи или с вашей помощью соберет ценную информацию, а потом, указав на какой-то незначительный недочет, просто откажет вам.

Аккуратно относитесь к стартапам, предлагающим фрилансеру долю в компании

Возможно, эта компания еще на стадии идеи и у нее нет ни стартового капитала, ни инвестиций. Поэтому после того, как вы выполните задание, вам могут пообещать выплатить деньги только в отдаленном будущем, когда «стартап взлетит» или компания «встанет на ноги». Согласиться на такое ожидание можно только при условии, если вы сильно симпатизируете этим ребятам или видите перспективность их идеи, ну, и задержка оплаты для вас не критична, так как вы работаете с кем-то еще. Из практики могу посоветовать следующее: прежде чем работать со стартапами, постарайтесь понять финансовую ситуацию и их отношения с инвесторами. Если на счет компании деньги поступают нерегулярно, скорее всего, и вам выплату будут все время задерживать, так как у самой компании нет денег.

Не соглашайтесь на заведомо невыполнимые требования

Даже если оплата щедрая и с договором все в порядке, внимательно вникнете в то, что вам предстоит сделать. Спросите себя, по силам ли вам это в установленные сроки. Бывает, что заказчики, не имея представления об объеме и сложности работы, просят сделать за месяц то, на что может уйти полгода. Например, сможете ли вы писать качественные тексты по 20 страниц каждый день или разработать кроссплатформенное приложение за неделю?

Не стесняйтесь спрашивать как можно больше о контактах заказчика

Адрес офиса, мобильный телефон – все это не только поможет быстрее уточнять ход работы, но и в случае форс-мажора даст вам возможность быстрее найти своего клиента.

picФото: Unsplash

Высылайте демоверсии своей работы, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы

Если вы так и не смогли до конца «проверить» своего работодателя, но он кажется вам адекватным, не спешите высылать исполненное задание целиком. Если вы дизайнер, отошлите макет с низким разрешением, если копирайтер — часть текста. Придумайте способ обезопасить себя.

Лично я предпочитаю все правки и замечания по ходу проекта не только проговаривать в скайпе или мессенджере, но и потом еще раз по пунктам запротоколировать в почте и получить подтверждение от клиента, чтобы мы поняли друг друга. Зато потом не будет выяснения отношений, не будет «этого не было в ТЗ» или «мы так не договаривались».

Участвуйте в общем чате компании, совещаниях по скайпу

Не нарушайте даты дедлайнов.

Теперь поговорим об удаленной работе. Часто удаленная работа — это своеобразная привилегия для хорошо зарекомендовавших себя сотрудников. Такие люди могут работать несколько дней в неделю дома или полностью переходить на удаленный график. Однако контроль их работы должен ничем не отличаться от контроля работы офисных сотрудников, учитывая планы выработки и так далее. Спланировать время работы помогает четкий тайм-менеджмент. Удобно, если вы ставите себе задачи в таск-менеджере, доступ к которому есть у всей команды. По каждому проекту удобно создавать отдельный чат и папку в Google Docs, доступ к которым сотрудники получают из любой точки земного шара в любое время суток. Нужно также участвовать в совместных планерках и не нарушать сроки сдачи отчетов. Некоторые компании работают с дистанционщиками по VPN, а также используют мобильные приложения, через которые всегда можно оценить работу сотрудников (например, удаленных менеджеров продаж или сервисных инженеров).

Я работаю с географически распределенной командой и использую для связи различные мессенджеры. Ставлю задачи в таск-менеджере, документы храню в Google Docs, а выполнение задач контролирую с помощью еженедельных планерок по скайпу или в мессенджерах.

Как распределить свою загрузку? Есть несколько способов, которые я пробовал в разные периоды жизни.

  1. Четкое распределение обязанностей в зависимости от времени суток. Например, знаю руководителя, который проверяет почту только полчаса в день утром, пока едет в метро (он живет за городом и паркует машину у ближайшей удобной станции метро). Я обычно планирую работу на неделю вперед, разбивая план так, чтобы продолжительность одного задания или группы заданий была не более 8 часов в день. Каждое утро я собираю мини-отчеты от коллег за предыдущий день и план на следующий. Если требуется, разбираю удачи и ошибки, корректирую планы.
  2. Деление задач на срочные и важные (но не срочные). Например, я люблю следовать правилу двух минут. Суть в том, что если я могу выполнить дело в течение двух минут, то делаю его сразу. Например, быстро отвечаю на срочный запрос.
  3. Деление задач на творческие и рутинные (технические). На творческие выделяйте больше времени, а еще лучше добавляйте несколько плавающих часов. Для технических — вводите строгий регламент.
  4. Использование разных инструментов для коммуникации. Например, если вы чаще доступны по телефону и в мессенджере, попросите коллег писать вам туда только по срочным вопросам, а по другим отвечайте только по электронной почте. Определите, какое средство коммуникации более удобно для общения с клиентом, чтобы клиент не выносил мозг по мелочам. Подумайте, давать ли клиенту свой личный номер телефона или пусть он держит связь через секретаря. Лично я предпочитаю первое.
  5. Высыпайтесь. Как ни банален совет, но никакой человек не сможет работать эффективно, если он поздно ложится и рано встает. Я откорректировал свой график, когда стал самозанятым человеком. Раньше всегда считал себя совой, а теперь 9 утра для меня самое удобное время для встреч и переговоров. Вечером я занимаюсь спортом или провожу время с семьей.
  6. Будьте всегда на связи, но научитесь делегировать. Например, я всегда открыт для запросов СМИ и клиентов, но в зависимости от вопроса быстро переадресовываю задачу коллегам, которые могут принять самостоятельное решение. Очень удобно это делать в соцсетях или мессенджерах.
  7. Определяйте для себя приоритетные задачи. Пока вы их решаете, не распыляйтесь на другие. И конечно, разграничивайте личное и рабочее время — не крадите у себя часы жизни с близкими людьми.

Материалы по теме:

Что нужно знать, если вы хотите заняться фрилансом

Можно ли построить карьеру, не вставая с любимого дивана

6 советов о продуктивности для удаленных сотрудников

Восемь способов оставаться продуктивным, работая удаленно

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Разработка, дизайн и тексты: заменит ли ИИ фрилансеров
  2. 2 Как 94% рекламодателей ошибаются при настройке контекстной рекламы
  3. 3 Работа удаленно = работа 24/7?
  4. 4 Самозанятость в России и за рубежом: чем различаются режимы и где выгоднее
  5. 5 5 ошибок в работе с самозанятыми и способы их избежать

ВОЗМОЖНОСТИ

17 мая 2024

17 мая 2024

18 мая 2024