Top.Mail.Ru
Колонки

5 шагов к безопасности: как компании предотвратить утечку данных через рассылочные программы

Колонки
Александр Алхимов
Александр Алхимов

Руководитель портфеля продуктов центра digital-рекламы и информирования в МТС

Алина Алещенко

Корпоративные системы подвергаются все большему числу кибератак. По данным исследования Check Point Research, в 2021 году в мире было зафиксировано на 50% больше атак, чем в 2020 году. А с начала весны количество нападений вирусов-шифровальщиков на российские компании утроилось

Что стоит сделать компаниям, чтобы предотвратить утечку информации через рассылочные программы, рассказал Александр Алхимов, руководитель портфеля продуктов центра digital-рекламы и информирования МТС.

5 шагов к безопасности: как компании предотвратить утечку данных через рассылочные программы

Одно из главных последствий кибератак для компаний — утечка пользовательских данных. Опасности подвергаются персональная информация клиентов, сведения об оплатах банковскими картами, пароли от личных кабинетов на сайтах и в социальных сетях.

Для компаний это может обернуться репутационными рисками, судебными разбирательствами и финансовыми потерями.

Сегодня на законодательном уровне для компаний обозначен штраф за утечку персональной информации пользователей в размере до 500 тыс. рублей. Однако обсуждается возможность введения оборотных штрафов для бизнеса.

То есть если по вине компании происходит утечка персональных данных, штраф для нее будет в размере доли от годовой выручки компании на территории России.


Читайте по теме:

Как подружить разработку и безопасность в рамках одной компании?

5 крупных случаев утечки информации и как их можно было избежать


 

Где может скрываться опасность

Одно из уязвимых мест среднего и крупного бизнеса — рассылочные сервисы, с помощью которых компании осуществляют sms- и email-рассылки, отправляют push-уведомления и сообщения в мессенджерах. Так банки, ритейлеры, сервисные компании информируют о статусе заказа, акциях, высылают одноразовые пароли, данные по банковским транзакциям и др.

В большинстве случаев такие программы находятся за периметром организации, а значит, бизнес не может контролировать надежность хранения данных и предотвращать их возможные утечки.

При этом при создании сервиса агрегаторы могут ориентироваться на экономическую составляющую и удобство эксплуатации системы, а не на вопросы безопасности. Кроме того, подобные сервисы работают с несколькими компаниями, что гарантирует большой объем клиентских данных для мошенников.

Можно выделить два типа компаний, который предоставляют бизнесу подобные программы.

  • Первые — отраслевые компании, имеющие собственные каналы по предоставлению услуг связи: отправка sms-, email- и push-уведомлений, сообщений в мессенджерах.
  • Второй тип — агрегаторы, которые занимаются перекупкой существующих на рынке сервисов и предложением их бизнесу.

 

Как уберечь данные

Бизнесу, который работает с рассылочными программами, я рекомендую обратить внимание на несколько важных аспектов.

 

Шаг 1. Проверьте, где хранятся данные ваших клиентов: в России или за рубежом

Зачастую на этапе выбора подрядчика компании при прочих равных отдают предпочтение агрегатору, который дешевле и проще в эксплуатации. Иногда рассылочную платформу выбирают, ориентируясь на будущие планы выхода на международные рынки.

В случае работы с клиентами из других стран необходимо, чтобы данные пользователей хранились на территории этих государств. В большинстве случаев архитектура компании-агрегатора уходит из поля зрения, и, если у бизнеса нет собственной службы безопасности, штатные сотрудники организации могут просто не знать всех тонкостей.

В случае, если клиентские данные, которые находятся в рассылочном сервисе, хранятся не в России, стоит задуматься о переносе их в российские ЦОДы.


Читайте также:

6 технологических гигантов, которые были взломаны хакерами LAPSUS$


Как правило, перенос данных между «облаками» одного агрегатора (если у агрегатора есть свои ЦОДы и в России, и за рубежом) занимает в среднем 2-3 дня. Если у компании-агрегатора собственного ЦОДа в России нет, то переезд в коммерческий ЦОД или центр обработки данных другого агрегатора может занимать до 3 месяцев.

Важный момент — в случае смены ЦОДа или поставщика услуг рассылки сообщений необходимо попросить текущего подрядчика удалить все данные, тексты сообщений и статистику. Пусть агрегатор предоставит доказательства этого в удобном для обеих сторон формате.

 

Шаг 2. Проверьте ЦОД, в котором находятся данные

Как правило, компании, предоставляющие агрегаторские услуги, арендуют место в коммерческих ЦОДах. Однако организации, у которых есть собственный центр обработки данных, более безопасны. В целом это не влияет на предоставление услуг, но важно понимать, ЦОД какого уровня безопасности и отказоустойчивости используется.

Существует стандарт Uptime Institute, в котором прописана классификация ЦОДов по уровню надежности.

Так, существует 4 уровня, где Tier I — самый низкий уровень надежности, а Tier IV — ЦОД с полностью отказоустойчивой инфраструктурой.

Мы рекомендуем использовать ЦОД не ниже Tier III.

 

Шаг 3. Проверьте ПО на наличие лицензий

Как и любой IT-продукт, агрегаторская платформа состоит из базы данных и компонентов, часть из которых может использовать открытый исходный код (open-source) без должной поддержки.

Такие решения могут быть более дешевыми, но менее безопасными. Стоит проверить, чтобы все используемые элементы ПО были лицензионными, а их обновление официально поддерживалось вендорами.

Можно также запросить у вендора состав ПО, на котором реализован сервис, спросить, каким образом оно поддерживается и обновляется, проверить наличие программного обеспечения в реестре отечественного ПО. Желательно, чтобы эти вопросы задавал IT-специалист или сотрудник службы информационной безопасности.


Читайте по теме:

Зачем нужен реестр российского ПО и как туда попасть


 

Шаг 4. Пересмотрите штат сотрудников, имеющих доступ к сервисам рассылки

Утечка данных пользователей может произойти не только из-за внешних атак. Часто причиной инцидентов становится человеческий фактор.

Сотрудники компаний могут сами не подозревая «открыть» хакерам доступ к данным. Еще хуже, когда работники делают это осознанно с целью получения прибыли, как, например, в случаях промышленного шпионажа.

Поэтому я рекомендую по возможности сузить круг сотрудников, имеющих доступ к программам рассылок, усилить контроль за доступом работников к данным, а также провести специальные отдельное обучение по обработке персональных данных, в котором подробно рассказать о причинах утечки данных пользователей, последствиях для бизнеса и лично каждого сотрудника.

 

Шаг 5. Усильте функцию безопасности

В большинстве случаев у крупных компаний есть собственные службы информационной безопасности, которые решают задачи по противодействию возникающим угрозам.

В целом рекомендуется регулярно проводить мониторинг уязвимости систем. Но даже специалисты таких служб не всегда могут предугадать все риски, которые несут в себе различные цифровые продукты.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Поэтому, выбирая сервис для рассылок, нужно всегда комплексно оценивать, насколько велик риск его «взломать». Можно или самостоятельно провести аудит решения, или довериться компаниям, которые по закону должны уметь работать с чувствительными данными и гарантировать должный уровень безопасности. К таким игрокам относятся, например, операторы сотовой связи.

Для агрегаторов соблюдение всех правил безопасности — это затраты, которые увеличивают стоимость решения, не принося при этом явного эффекта. Поэтому при выборе платформы для рассылки нужно быть особенно внимательным.

 

Вывод

Сегодня эффективное взаимодействие с собственной базой — это новый тренд, так как рекламных каналов становится все меньше, и это влияет на увеличение стоимости привлечения новых клиентов. За счет этого повышается спрос на работу компании с уже имеющимися данными.

Сервисы рассылок — действенный инструмент для direct-маркетинга, который при соблюдении всех требований безопасности становится еще и надежным каналом коммуникации с потребителями. Поэтому на этапе выбора такого сервиса стоит составить чек-лист вопросов, которые помогут вам понять, насколько безопасен тот или иной вендор.

Чтобы защитить свою компанию и клиентов, рекомендуем выбирать решения крупных российских компаний, чьи продукты полностью соответствуют цифровым сертификатам безопасности, а все данные о взаимодействиях с клиентами хранятся в надежных хранилищах.


Фото на обложке: Shutterstock / vs148

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Плюсы и минусы мультиоблачной инфраструктуры
  2. 2 От вешалки до кассы: как видеоаналитика помогает фэшн-ритейлу оптимизировать подход к работе с покупателями
  3. 3 Размещение в облаке в формате единого окна: как работает комплексный инфраструктурный партнер
  4. 4 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
  5. 5 Одна дополнительная услуга — плюс 100 млн рублей в год: как телеком-компании зарабатывать больше
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти