Колонки

А как вы подготовились к кризису?

Колонки
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Rusbase спросил управленцев, насколько они успели почувствовать кризис на себе, что происходит на их рынках и какие планы по выживанию надо строить на 2016 год. Делитесь в комментариях и своими историями.

А как вы подготовились к кризису?
Конечно, валютные колебания отразились и на кондитерском рынке. Если говорить о шоколаде, то импортозамещение тут в полной мере невозможно, какао-бобы не растут в России, и все игроки тут зависят от курса доллара. Мы стараемся предвидеть изменения курса и учитывать их в своем ежегодном планировании.

По опыту работы на рынке можно сделать вывод, что сложнее всего в ситуации девальвации рубля игрокам, занимающим позиции средней ценовой категории. В кризис продаются дешевые или дорогие продукты. Так, по итогам прошлого года мы отметили рост продаж горького шоколад 72% какао и шоколада без сахара, а также дешевой кондитерской плитки. То есть те, кто привык выбирать качество, продолжают тратить деньги на дорогой шоколад, а те, кто экономит, покупают недорогую плитку – и либо переходят на домашнее приготовление десертов, либо заменяют ей шоколад.

Что касается роста цен, вместе с рынком в прошлом году мы подняли цены на 35% относительно аналогичного периода 2014-го года. В этом году также будет повышение цен, но гораздо менее значительное.

Преимущество в условиях кризиса нам дает широкая сеть филиалов в регионах России и странах ближайшего зарубежья, в том числе новая фабрика в Латвии, которую мы открываем в феврале. В России наши филиалы расположены более чем в 45 городах. Такую сеть мы создавали последние 15 лет. Кроме того, мы работаем не только с крупными сетями, но и с региональными, а также с независимыми продуктовыми магазинами. Филиальная сеть помогает нам в развитии собственного интернет-магазина. Заказ можно сделать онлайн, а доставка происходит уже из ближайшего филиала
Виталий Муравьев, президент кондитерской фабрики «Победа»
image description

Основной критерий успешности стартапа – его непрерывное развитие, и даже объективное ухудшение экономической ситуации на отдельных рынках не может быть оправданием для замедления темпов роста. В этой связи нам не остается ничего другого, как делать ставку на масштабирование бизнеса и выход на новые рынки, которые позволят компенсировать снижение спроса. Продолжаем работать над привлечением дополнительных инвестиций в рамках seed-раунда.

Новая экономическая обстановка, конечно, чувствуется. В первую очередь – за счет трансформации спроса на услуги на нашей образовательной платформе. С одной стороны, репетиторы из России и стран СНГ начинают чаще искать учеников за рубежом – тем самым они защищают себя от девальвации национальной валюты и снижения спроса на внутреннем рынке. В свою очередь, студенты все чаще предпочитают услугам соотечественников предложения репетиторов из развивающихся стран Азии и Южной Америки, которые готовы вести занятия по очень конкурентоспособным ценам от $2 за час.

Несмотря ни на что, мы стремимся не экономить в ущерб качеству. Но экономия получается сама собой, например, за счет разницы валютных курсов. В результате услуги наших контрагентов в странах СНГ и даже Польши (курс злотого в последнее время тоже несколько снизился по отношению к доллару и евро) обходятся дешевле.

Издержки мы урезали за счет оптимизации бизнес-процессов внутри компании. Стремимся минимизировать дублирование похожих функций на различных рынках, по возможности их замыкаем на одного человека. Также часть задач выносим на фриланс – эта модель уже доказала свою жизнеспособность.

В 2016 году однозначно будем выходить на новые развитые и развивающиеся рынки, в частности, Германии и Австрии. Сейчас идут последние приготовления к выходу еще в несколько стран – каких, пока держим в секрете.
Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер Preply
image description

Кризис – это вызов для тех, кто готов работать, думать, расти. Конечно, кризис затронул все сферы экономики. Не осталась в стороне финансовая отрасль и, в частности, платежный рынок. Абсолютно все компании проводят сокращение расходов и оптимизацию бизнеса. Нам помогает диверсификация бизнеса, которой мы начали активно заниматься шесть лет назад. Сегодня платежная система «Лидер» – многофункциональный процессинговый центр, сервисами которого можно воспользоваться в розничных пунктах, платежных киосках, интернете. В 2015 году в России существенно сократился рынок денежных переводов мигрантов. Это вызвано и сокращением числа работающих, и падением курса рубля. Однако сектор оплаты услуг продолжает расти, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Этот рост связан с увеличением числа услуг, которые можно оплатить онлайн (прежде всего – госуслуг), и с развитием дигитализации в целом. Все чаще клиенты предпочитают пользоваться гаджетами для оплаты повседневных услуг. Особый акцент сейчас мы делаем на digital. Именно инновационность и технологичность позволят быть в тренде всех изменений, особенно в кризисное время.
Константин Соловьев, и.о. председателя правления платежной системы «Лидер»
image description

В новых экономических реалиях на первый план выходит оптимизация затрат посредством повышения эффективности. Экономить на мелочах смысла нет, так как это не решит ситуацию, а на имидже компании скажется существенно. В начале прошлого года, когда падение рубля только начинало набирать обороты, мы поменяли офис, что позволило сэкономить существенную сумму. С каждым днем обстановка становится все более напряженной – клиенты испытывают финансовые сложности и уменьшают свои обороты, а это, безусловно, влияет и на общую картину. В нашей сфере деятельности все взаимосвязано, поэтому требуется учитывать любые изменения. Для того, чтобы мыслить позитивно и не думать об урезании зарплат, мы стараемся повысить продуктивность сотрудников и найти новых клиентов. Конечно, теперь наша компания более тщательно относится к выбору конференций и выставок, в которых принимает участие. Главной нашей задачей на 2016 год служит не просто удержание позиций, а наращивание оборотов и завоевание освободившихся на рынке ниш.
Илья Грошиков, управляющий партнер маркетингового агентства «Биплан»
image description

Есть две разнонаправленные тендеции на нашем рынке – это сокращение бюджетов у компаний на обучение, что привело осенью к снижению тендерной активности по сравнению с 2013–14 годами, но в то же самое время мы видим существенное увеличение запросов от частных клиентов.

Что касается корпоративного рынка:

1) Пока нет критического падения, но активность его уже меньше. Количество тендеров снизилось примерно на 20%, снижаются также суммы. Пропали запросы от банков, меньше страховщиков. В то же время растет количество запросов от фармацевтических компаний, ритейла и всех компаний в сфере IT.

2) Сейчас виден больший спрос на узкоспециализированные курсы, в основном для сотрудников среднего и высокого уровня, линейный же персонал учат меньше.

3) С начала 2015 года прекратился поток заявок на русский как иностранный (РКИ) для топов иностранных компаний в России. Связано, видимо, с массовым отъездом из России.

4) Большинство компании рассматривает возможность оптимизации бюджета за счет совмещения форматов очного и онлайн-обучения.

Частные клиенты:

1) Существенный рост (почти в 2 раза) заявок на индивидуальные программы обучения, подготовку к международным экзаменам (TOEFL, IELTS).

2) Растет сегмент группового обучения, выигрывают компании с адекватной политикой и лучшим соотношением цена/качество.

3) Важна гибкость в системе оплаты (рассрочка, помесячно), люди не готовы, как раньше, оплачивать курсы вперед на 8-12 месяцев.

Какие мы приняли меры:

1) Полностью отказались от дорогих мероприятий в секторе B2B (выставка HR trainings Expo, HR-форум 2016) и переориентировали этот бюджет на сектор B2C.

2) Перенаправили примерно 50% рекламного бюджета с «Яндекса» и Google на FB как более дешевый источник целевого трафика.

3) В конце 2015 года сократили корпоративный отдел (из 5 менеджеров оставили двух + директора).

4) Отказались от переезда в новый офис.

В 2016 году мы ожидаем рост частного сегмента и стагнацию/падение корпоративного сегмента на 20-30%. Есть опасность появления демпинговых низкокачественных предложений на рынке. Вероятен уход с рынка очень мелких игроков, которые специализировались исключительно на одном сегменте (частные/корпоративные клиенты).
Алексей Попович, владелец и гендиректор клуба иностранных языков Soho Bridge
image description

Мы заблаговременно подготовились к кризису, который стремительно поглощает Россию: накопили резерв, которого хватит на 3 месяца, но так как он в долларах, с нынешним курсом его хватает уже на 5 месяцев. Пока мы не особо чувствуем какие-либо изменения. Люди продолжают вкладывать деньги в новые бизнесы. В январе мы закрыли 5 сделок с участием стартапов и бизнес-ангелов. Выручка по европейским заказам составила около 30 000 евро. Можно говорить о том, что основной спад наблюдается в дешевых юридических услугах – 500–10000 руб., это сегмент, в котором клиент предпочитает полностью отказаться от юридических услуг и делать все самостоятельно. Мы отказались от этой ценовой категории в ноябре.

Кроме того, пришлось сократить 1 сотрудника, CTO, но это больше связанно с тем, что разработка сейчас не в приоритете и одного программиста достаточно.

Вообще, я предпочитаю больше работать в кризис, кризис – время возможностей. Сокращать издержки нам не нужно: их и так мало. В 2016 году мы будем расширять свое присутствие на мировой арене, поэтому планируем серьезную кампанию по продвижению на зарубежных рынках, в частности, в Великобритании, Италии, Нидерландов, Южной Корее, Франции, Японии, США, Германии и в Китае.
Артем Голдман, CEO Legal Space
image description

Сегодняшний кризис больше похож на симбиоз трех – экономического, политического и коммуникационного. Чтобы не утопить бизнес во время катаклизма, приходится в два раза эффективней грести в той лодке, в которой мы все оказались. Ради спасения лодки от крушения стоит выделить ресурсы для безопасного плавания по кризису и правильно расставить приоритеты, исключив все, что мешает держаться на плаву. В нашем случае пришлось пересмотреть контракты с партнерами, оптимизировать расходы и избавиться от неэффективных взаимоотношений. Простой пример: мы поменяли курьерскую службу на другую и только от этого выиграли – доставка стала в два раза быстрее, качественнее, а по ценам – в два раза ниже.

В 2016 году новая экономическая обстановка нам только на руку, так как дает возможность заявить о себе. В планах на год – избавляться от неэффективности и почувствовать новые тренды.

Если бы кризиса не было, его нужно было бы придумать, чтобы жир стек с мозгов. Так что ловите удобный момент для развития бизнеса.
Андрей Давидович, управляющий партнер проекта Traffic Inspector
image description


Материалы по теме:

По большому счету, венчурная история уже не работает – Константин Синюшин

Эту ошибку совершают практически все компании

Кто выживет в кризис?

Поздно ли менять рубли на валюту?

Цифры дня. Россияне закупились автомобилями Porsche

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не стоит ждать массового суицида среди гендиректоров»: как предприниматели отреагировали на падение курса рубля
  2. 2 «До свидания, SEO-тексты»: что эксперты думают о запуске нового поискового алгоритма «Яндекса»
  3. 3 «Не бойтесь подавать в суд». Что делать, если на вашей кухне оказались «Ревизорро»
  4. 4 Маркетологи придумали, как заработать на Pokemon Go
  5. 5 «Будет хуже, но не сильно»: что Brexit значит для бизнеса
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти