Колонки

Как я открыла детский сад для собственного ребенка

Колонки
Жанна Рыжова
Жанна Рыжова

Основатель сети «Интересный детский сад»

Жанна Рыжова

«Родители не экономят на детях последние лет пятнадцать». Основатель сети «Интересный детский сад» Жанна Рыжова рассказывает, почему кризис не отражается на «детском бизнесе» и какой главный движущий фактор в развитии детских садов.

Как я открыла детский сад для собственного ребенка
Присоединиться

Как все начиналось

Три года – это тот возраст, когда каждый родитель задумывается о выборе детского сада. Именно в этом возрасте я начала искать сад для своего старшего сына. Все развивалось по стандартной схеме: мы обошли несколько муниципальных и коммерческих садов, но ни в одном из них я не нашла ответов на свои вопросы и понимания, что я могу доверить своего ребёнка. Ситуация была отягощена ещё и тем, что моему ребёнку приписывали так называемую «гиперактивность», поэтому его нужно было аккуратно вводить в новую среду. И на словах все готовы были это делать, но на деле было понятно, что воспитателям легче подчинить и сломать ребёнка, чем подходить к его развитию и воспитанию каким-то особенным образом.

К тому моменту я сама уже изучила огромное количество литературы, и мне была близка история с развитием эмоционального интеллекта. И именно развития эмоционального интеллекта я и искала в садиках для сына, как и обучения через игру. Я хотела, чтобы к моему ребёнку прислушивались, следовали за его развитием. И не потому, что он был особенный, просто каждый ребёнок развивается по своей комфортной индивидуальной схеме и задача воспитателей – не заставлять его делать то, что не хочется, а поддержать в том, что получается и нравится делать. Работать с такой тонкой материей, как ребёнок, очень тяжело.

В итоге после нескольких неудачных экспериментов я поняла, что все предложенное меня не устраивает и ребёнка просто пытаются подогнать под определённые стандарты для того, чтобы сделать его максимально «удобным». Или еще хуже – нам даже предлагали проколоть препараты, которые снизили бы «гиперактивность» ребенка.

Для наглядности я приведу пример с цветком. Когда эффект лучше – когда ты каждый день тянешь цветок из земли и подгоняешь в росте или же когда создаёшь такую почву, в которой рост сам не заставит себя долго ждать? Ответ очевиден. И пусть пример этот банален, но так оно и есть. 


Почему я открыла детский сад для своего ребенка

Некоторое время, потраченное на неудачные поиски идеального места, привело меня вплотную к тому, что я хочу создать сама детский сад, где будут рады абсолютно всем детям и будут уметь с ними работать. Другого варианта я не видела. Развенчали мои страхи и сомнения встреча с уникальным человеком – Юлией Гиппенрейтер (психолог и профессор МГУ. – Прим. Rusbase), которая вселила в меня веру в правильность всех моих действий.

На дворе был кризисный 2008 год, но я твёрдо решила запускать сад. Такой уверенности, в том, что все будет хорошо, у меня до этого никогда не было. Многие говорят, что кризис — это время новых возможностей, и я подписываюсь под этими словами. Кризис тут мне был только на руку: на рынке появляется много квалифицированных кадров и можно найти очень хороших профессионалов за адекватную цену, плюс – падают цены на аренду коммерческой недвижимости, можно найти действительно хорошее место по низкой цене. Я вспоминаю, что все делала постепенно, шаг за шагом. У меня не было опыта в этом бизнесе, и я тогда двигалась по ощущениям. Конечно, можно было пойти простым путём – удариться во франчайзинг: купить сразу и права на использование раскрученного бренда, и накопленный опыт, и консультации от предпринимателей. В таком случае схема получается почти идеальной: берёшь чужой опыт, дешёвые ресурсы кризисного рынка – и строишь своё дело. Но ни один существующий проект не был идеологически близок мне. 

Изначально сад располагался на небольшой площадке в посёлке Глухово, и у нас была всего одна группа. Инвестиции в первую площадку на тот момент составили 600 тыс. рублей, в кредиты я решила не влезать. Начинала я с двух комнат загородного коттеджа, потом выкупила все здание. Потом нас стали советовать друзьям и знакомым, и сад стал планомерно расти. Дошкольное образование – такой бизнес, когда резкого скачка быть не может, особенно на начальном этапе, это очень кропотливая ежедневная работа. Тем более это работа с детьми, и они все разные. Сегодня мы уже занимаем два больших особняка: один в том же Глухово, а второй – в центре Москвы, в районе метро Улица 1905 года. В 2016 году на очереди ещё три площадки.  

Я не хотела масштабироваться. Наибольшее внимание я всегда уделяла и уделяю качеству тех услуг, которые мы предоставляем как дошкольное образовательное учреждение. На момент открытия я считала, что в случае роста придётся думать не о том, как учить и развивать детей, а о бизнесе. Но, по факту, у меня за эти годы собралась уникальная команда, которой я очень доверяю, и это облегчает ситуацию.  

Наравне с набором близкого по духу и по компетенциям персонала стояла проблема выбора методики, по которой мы будем обучать детей. Результатом многих экспериментов стало то, что мы скомпилировали несколько близких нам программ. Опять же, только потому что дети очень разные, и то, что хорошо одному, совершенно не подходит второму. Изначально мне была симпатична система Монтессори. Система хорошая, но она больше подходит для детей спокойных и усидчивых. Другие системы были так же хороши, но и у них были свои особенности. В итоге я пошла по пути: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам». 

Отдельно стоит отметить, что я до сих пор слежу за качеством всего в садах лично. Присутствие владельца и детальное отношение ко всему дисциплинирует и меня, и команду.

Лучший мотиватор для команды – это ты сам.

Моё дотошное отношение к деталям касается всего – это и расположение игрушек, и наличие бумаги и красок, и качество еды, и то, как утром педагоги встречают родителей и детей. Я всегда держу в голове одну вещь: родители нам доверяют самое дорогое, что есть в их жизни. 


Тенденции в «детском бизнесе»

Из того, что я наблюдаю в отрасли сейчас, могу отметить, что она стремительно «омолаживается». Мамы готовы приводить на занятия даже восьмимесячных малышей и тут, конечно, мы идём в ногу со временем и стараемся что-то интересное предложить и таким деткам. Это полезно тем, что ребёнок начинает привыкать к саду и к обстановке с малых лет, даже час в день в саду снимут огромный пул проблем в будущем, когда ребёнок может устраивать истерики и кричать «мама, не уходи». С другой стороны, есть проблема – родителям неинтересны дети. Мамы и папы готовы заполнить все время ребёнка и сделать так чтобы он получал максимальную нагрузку. Мы такие вещи пресекаем, если видим, что жесткий график ребёнку не на пользу. Во главу угла мы ставим коммуникацию с родителями и стараемся давать максимум обратной связи. Мы хотим, чтобы развитие ребёнка было нашей общей с родителями целью.  

После 2008 года мне уже ничего не страшно. Родители не экономят на детях даже в кризис – такой тренд на рынке наблюдается последние лет 15. Это делает детскую нишу очень привлекательной для инвестиций. Может быть, «детский бизнес» не сверхдоходный, зато он довольно стабилен. 

 


 

Материалы по теме:

Сложности, с которыми мы столкнулись, продавая химические наборы

Умная Барби может угрожать безопасности ребенка

В России открывается первый образовательный технопарк для детей

Исследование: наличие дочерей у CEO влияет на бизнес

В российских школах введут урок финансовой грамотности

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция
  2. 2 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  3. 3 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  4. 4 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon