Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Западные СМИ рассуждают, может ли сбитый Су-24 положить начало новой войне

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Западные СМИ анализируют инцидент с российским Су-24, который был сбит турецкими ВВС.

Западные СМИ рассуждают, может ли сбитый Су-24 положить начало новой войне

Западные СМИ анализируют инцидент с российским Су-24, который был сбит турецкими ВВС. Одни высказывают мнения, что Турции не выгодно мирное урегулирование сирийского конфликта, поэтому таким образом она пытается вновь сместить фокус на режим Асада. Другие опасаются, что инцидент грозит уничтожить шансы на создание международной коалиции, призванной вывести Сирию из хаоса. Третьи обсуждают вероятность начала новой мировой войны.

 
Фото: РИА Новости

Дорогостоящая ошибка 
 

Турция становится все более отчаянной, замечает британская Independent. При президенте Эрдогане и его партии политика Турции в отношении сирийского конфликта на протяжении последних четырех лет была ошибочной и дорогостоящей. Когда в 2011 году развязалась война, Турция недооценила силу режима Асада и поддержала исламистские группировки, добивающиеся его свержения. В процессе Турция также не придавала особого значения курдам и заставила отвернуться от себя Иран.
 

Спустя четыре года, похоже, Асад сможет удержать власть, и его режим станет центральной частью переходного плана по Сирии, который обсуждался в минувшие выходные. При этом региональный соперник Турции – Иран – теперь ключевой игрок, которого Запад больше не может игнорировать, пишет издание. В целом же международное сообщество больше не сосредоточено на разгроме режима Асада - вместо этого оно заинтересовано в победе над ИГИЛ. А этот сдвиг фокуса является существенным недостатком для Эрдогана. Тем временем и курды в Сирии зарекомендовали себя как надежные союзники Запада и в процессе создали автономную курдскую область – к большому ужасу Турции, поскольку она продолжает жесткую военную кампанию по подавлению курдов.
 

По мнению издания, Турция не заинтересована в мирном урегулировании конфликта в Сирии, о чем ведут переговоры мировые державы. От отчаяния она пытается перевести фокус снова на режим Асада. Поэтому и решение сбить российский самолет скорее всего имеет под собой совершенно другие причины, нежели защита от угрозы национальной безопасности Турции.

Россия поддержит сирийских курдов? 
 

Одним из возможных вариантов ответа России на сбитый самолет может стать поддержка сирийских курдов, пишет The Financial Times. Хотя это могло бы разозлить Анкару, но Вашингтон тоже тесно работает с курдами, которых считает одной из наиболее эффективных боевых сил. Турецко-российские трения могут осложнить венский процесс по попыткам найти политическое решение по Сирии, в том числе свести на нет усилия по созданию совместного так называемого "белого списка" повстанческих группировок, которые могли бы начать переговоры с режимом Асада, отмечает издание. Еще до инцидента с самолетом поддержка Турцией групп с сильными исламистскими связями была одним из самых чувствительных политических препятствий. Россия же считает, что многие из этих групп – террористические. Олланд, который будет встречаться с Путиным на этой неделе, планировал призвать российского лидера поддержать политические изменения в Сирии, которые не будут включать Асада. Теперь же, разозленный случившимся, Путин может быть менее сговорчивым в этих вопросах, приводит издание мнение западных дипломатов.

Уничтоженные шансы

 

Инцидент со сбитым российским бомбардировщиком "угрожает уничтожить шансы на создание международной коалиции, призванной вывести Сирию из хаоса, по крайней мере, на данный момент", пишет The Wall Street Journal. Роковое происшествие обострило и усложнило и без того нелегкую задачу объединить противников и союзников для борьбы с общим врагом – ИГИЛ. Конфликт усугубляют слова президента России Владимира Путина о том, что Турция, союзник США и Франции, финансирует терроризм.
 

Издание заострило внимание на тех заявлениях, которые сделали по итогам своей встречи президенты США и Франции Барак Обама и Франсуа Олланд. Оно отмечает, что лидеры двух стран выступили единым фронтом, озвучив те изменения, которые должна внести Россия в свою военную стратегию в Сирии, чтобы войти в возглавляемую США коалицию, которая включает Турцию, для борьбы с "Исламским государством".
 

Визит Олланда в Москву на этой неделе должен был стать венцом плана Путина приобрести как можно больше союзников своей антитеррористической операции, а также возможностью потенциального сближения с Западом после "аннексии" Крыма, отмечает WSJ. Но Обама, выразив на встрече в Анкаре на прошлой неделе свою готовность к координации с Россией, во вторник уже стремился к изоляции. По его словам, уже есть коалиция 65 стран, которая борется с ИГИЛ достаточно давно. "Россия же пока находится в коалиции двух стран - России и Ирана, поддерживающих Асада (президент Сирии Башар Асад – ред.), - сказал он. – У нас сформирована глобальная коалиция, и Россия находится вовне". В своем выступлении он также заявил, что Турция имеет право защищать свое воздушное пространство. Кроме того, по его словам, инцидент высветил текущие проблемы российской операции в Сирии – в том смысле, что они происходят очень близко к турецкой границе и направлены против умеренной оппозиции, поддерживаемой не только Турцией, но и другими странами.

Ждать ли новой войны? 
 

Forbes пишет, что, хотя Россия мгновенно и жестко отреагировала на то, что Турция сбила Су-24, инцидент не стоит считать предзнаменованием масштабной войны. Издание отмечает, что до сих пор воздушная кампания в Сирии, с чисто военной точки зрения, проходила достаточно гладко. "Все изменилось сегодня утром, когда турки сбили российский Су-24, который якобы нарушил воздушное пространство Турции. Турция, конечно, является членом НАТО, и это первый случай со времен корейской войны, когда альянс сбил российский / советский самолет", - пишет Forbes. Издание отмечает, что между странами было множество обвинений в нарушении воздушного пространства, но случившееся представляет собой первый инцидент с применением живого огня более чем за половину столетия.
 

Президент России Владимир Путин отреагировал немедленно и жестко, назвав инцидент "ударом в спину", он также обвинил турок в тайной поддержке ИГИЛ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров сразу же отменил запланированный визит и рекомендовал всем русским держаться подальше от Турции из-за повышенного риска терроризма, пишет издание. Турки, со своей стороны, запросили экстренное заседание совета НАТО, строча при этом дерзкие заметки о своей готовности защищать территориальную целостность страны.
 

Автор материала называет подобный инцидент "серьезным делом", при этом приводит мнение профессора Нью-Йоркского университета и специалиста по вопросам, относящимся к безопасности России, Марка Галеотти, который считает, что не стоит воспринимать крушение Су-24 в качестве предпосылки к началу Третьей мировой войны. Даже если русские хотели бы начать тотальную войну с Турцией (что само по себе сомнительно), им не хватает ресурсов, чтобы сделать это. Российская армия уже и так подвергается испытаниям в Сирии, а вести войну одновременно с двумя противниками страна не в состоянии. По мнению Галеотти, можно ожидать гневных заявлений со стороны Путина, который, несомненно, будет интерпретировать это как вызов своей власти, но российские истребители на Анкару не полетят. 
 

Автор материала считает, что обе стороны должны как можно скорее предать забвению случившееся, однако инцидент определенно вызовет серьезные непредсказуемые последствия в долгосрочной перспективе. Турция и Россия конкурируют на Ближнем Востоке в попытке добиться "международного престижа", поэтому в ближайшем будущем Кремль может начать поддерживать курдов, а Анкара может отплатить, содействуя боевикам Северного Кавказа, считает автор статьи.

Нервозное событие
 

Крушение Су-24 стало нервозным событием, пишет The Guardian. Оно возродило призрак прямой конфронтации между двумя мощными силами – с одной стороны член НАТО, с другой – ядерная держава. Правда, подчеркивает издание, стороны заинтересованы в том, чтобы избежать эскалации конфликта. По мнению автора The Guardian, НАТО, Анкара и Москва должны "сохранять холодный разум", но при этом извлечь уроки из случившегося. Например, инцидент может научить страны все-таки обмениваться информацией между теми, кто проводит авиаудары в Сирии.
 

Несмотря на все разговоры о сотрудничестве, страны по-прежнему сталкиваются с конфликтом интересов, а Турция вместе с западными державами все еще имеет отличный от России взгляд на будущее сирийского президента Асада. По мнению издания, построение союза против ИГ является хорошей идеей, но произошедший инцидент иллюстрирует, что пока эта идея иллюзорна.

Конфликт в Сирии - "глобальный вихрь насилия" 
 

Крушение российского бомбардировщика может привести к опасной эскалации сирийского конфликта, который расширяется все более быстро и непредсказуемо, пишет CNN. "Сделайте шаг назад и посмотрите, что уже натворила сирийская война", - предлагает издание. Оно пишет, что война уже спровоцировала серию терактов в Париже – "самую страшную в Европе со времен Второй мировой войны", Брюссель по-прежнему частично заблокирован, член НАТО сбил российский истребитель. "Если бы это произошло во время "холодной войны", мы бы уже приготовились к ядерной", - пишет CNN. К счастью, тот конфликт уже исчерпан. Вместо того, чтобы нажимать кнопки в ядерном чемоданчике, Владимир Путин призвал к проведению чрезвычайной сессии Совбеза ООН, а НАТО созвал свое экстренное совещание. Но не интерпретируйте эти шаги как доказательство спокойствия, пишет издание, ведь Путин уже назвал Турцию "пособником террористов" и предупредил о "значительных последствиях".

 

Автор материала пишет, что сирийский конфликт уже превратился в "глобальный вихрь насилия, черную дыру, которая поглощает другие конфликты". День за днем растет количество споров и соперничество по поводу боевых действий на этой территории. Война вышла за пределы одной страны, шииты начали враждовать с суннитами, арабы стали бороться с иранцами, террористические группировки "Аль-Каида" и "Исламское государство" начали соревноваться друг с другом, в то время как курды решили вести войну против сирийской армии и ИГ, а Турция решила уничтожать самих курдов. "Удобные" союзы, противоречивые действия, странное партнерство - так и выглядит мировая война, считает автор статьи. Ясность не является обязательным требование развязки мировой войны, пишет он.

Нужна ли Турции военная авантюра? 

 

Один из колумнистов турецкого издания hurriyetdailynews.com в своем тексте отмечает, что он не эксперт и у него нет инсайдерской информации, чтобы подтвердить или опровергнуть претензии Турции и Москвы друг к другу, но он хочет высказать "одну объективную мысль". Если бы российский самолет не нарушал воздушное пространство Турции, Анкара не стала бы ввязываться в такие неприятности, пишет он. Несмотря на всю жесткую риторику по Сирии с начала гражданской войны в этой стране, турецкое правительство всегда было очень осторожным, чтобы не оказаться вовлеченным в военную авантюру, отмечает колумнист. "Он избегал военной конфронтации даже с кровавым режимом Башара, значительно менее мощной силой, чем Россия, - пишет он. – Таким образом, идея, что Турция развязала конфликт с Россией, бывшей мировой сверхдержавой, просто неразумна".
 

Это не означает, что этот инцидент не вызовет горечь в отношениях двух стран, отмечает автор колонки. Он обращает внимание на то, что ответ российского президента был очень суровым, он обвинил Турцию в поддержке террористов. "Но это чистая демагогия, - пишет автор материала. - Турция не поддерживает тех, кого весь мир признает "террористами", то есть "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). При этом Россия в меньшей степени борется с этими террористами, а больше выступает против повстанцев, которых поддерживает Запад". По его словам, в последние несколько дней ВВС России в Сирии были заняты тем, что бомбили вооруженные сирийские группы, которые не имели ничего общего с ИГИЛ, - туркмен. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны