Архив rb.ru

Западные СМИ: производство сыров - удивительная история успеха в современной российской экономике

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Козий сыр, производимый на 12-акровой ферме в Московской области "Коза Ностра", в значительной степени был результатом любви производителей к своему делу: ферма теряла около $5000 в месяц.

Западные СМИ: производство сыров - удивительная история успеха в современной российской экономике
Присоединиться
Когда Россию атаковали западные санкции в связи с ситуацией на Украине, Москва ответила запретом ввоза европейских сыров и другой сельскохозяйственной продукции. И практически сразу на ферме начали звонить телефоны - заказы поступали от менеджеров магазинов и шеф-поваров ресторанов. Все хотели сыра, пишет в своей статье The New York Times.


Фото: РИА Новости

В день на ферме производится около 140 фунтов (или порядка 65 кг) сыра, некоторые сорта стоят $14 за фунт (примерно 700 рублей за полкилограмма по сегодняшнему курсу). Санкции, отмечает один из создателей фермы Даниил Соколов, стали большим счастьем - он вспомнил, как он аплодировал стоя, услышав новости об антисанкциях. Молочные фермы по всей России вдруг обрели "новый смысл": оставить в России бри, камамбер, моцареллу и рикотту в эти трудные с точки зрения геополитики времена. "Мы не можем сохранить камамбер на полках. Люди покупают его. Потом они возвращаются, чтобы купить еще и еще", - отметила Ольга Макарова из успешного магазина фермерских продуктов LavkaLavka.

Историю с "Коза Ностра" The New York Times называет редким светлым пятном в российской экономике. Финансовые компании разорены западными санкциями, ограничивающими заимствования в зарубежных банках. Нефтяные гиганты сталкиваются с "встречным ветром" в виде понижения цен на нефть. Ориентированный на потребителя бизнес, вроде ритейлеров, страдает от общего экономического спада. Однако сыроделы и другие представители сельскохозяйственного сектора процветают, говорится в статье. Несмотря на общий спад, производство сыра и творога в первом квартале выросло по объемам производства на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как отмечают экономисты, любые производители пищевых продуктов сейчас находятся в выигрышном положении.

Нефтяной бум укрепил экономику России в течение последнего десятилетия, и нарождающийся средний класс проявил интерес к европейским сырам. Продукты из Франции, Италии и Нидерландов наводнили рынок. Представитель "Коза Ностра" Дмитрий Маркитан даже сравнил сыр с нефтью: если его производить много, цена будет падать, и было дешевле купить его в Европе, нежели в России. Россия просто не могла конкурировать. В стране имеются свои национальные особенности с точки зрения кухни и блюд. Фермеры Алтайского края делают эмменталь, который бледнее, чем швейцарский, традиционный овечий сыр делают на Северном Кавказе. Но отечественные молокозаводы выпускают в основном стандартизированные продукты на основе рецептов из Вологодской области, пишет The New York Times, уступающие импортному по качеству.

В последние годы небольшие фермерские хозяйства пытаются улучшить качество продукции, создавая прекрасные сыры в европейском стиле. И когда были введены антисанкции, это сыграло им на руку. Кроме того, они удачно расположены географически. Как рассказала Людмила Преснякова, которая работает на сырном заводе к югу от Москвы (производит голубые сыры под названием "Людмила"), спрос очень чувствуется: импорта нет, а люди хотят сыра. Как отметили в ресторане "Марк и Лев" (совместно с LavkaLavka они строят фермерскую деревню в Тульской области), вырос интерес к молодым сырам. В ресторане рассказали, что хотят сделать так, чтобы Тульская область славилась своими сырами. Кроме того, фермеры видят спрос, и доходы растут.

Успех очевиден в "Коза Ностра" (как отмечают корреспонденты - название является результатом игры слов, где фигурирует название животного и итальянской мафии): амбары покрашены заново, поголовье стада увеличилось до 154 коз. Сыры - мягкий козий, рикотта, камамбер и другие - появляются в лучших магазинах и ресторанах столицы. Но проблема санкций тоже не прошла мимо фермы: из-за условий в банках кредиты для малого бизнеса были невыгодны, поэтому ферма не могла получить средства на значительное расширение. Когда ввели запрет на импорт, "Коза Ностра" взяла курс на улучшение качества: инвестировала в европейское оборудование из нержавеющей стали. А потом ферма наняла господина Маркитана - бывшего преподавателя биологии, который переквалифицировался в сыродела. На самом деле, сырная кухня очень похожа на лабораторию: создание сыра - очень сложный и капризный процесс, и те, кто этого не понимает, неминуемо столкнутся с проблемами.

Без достаточного финансирования "сырный бум" в России может достичь предела. По словам Даниила Соколова, после введения антисанкций чиновники поняли, что российское сельское хозяйство буквально лежит на спине. Субсидируемые государством кредиты сейчас становятся доступнее, отмечает Соколов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 «СПБ Биржа» сосредоточится на IPO попавших под санкции российских компаний
  4. 4 Как санкции повлияют на российский рекламный бизнес: где искать пространство для новых возможностей
  5. 5 Чем грозит заморозка зарубежных активов Центробанка для бизнеса