Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Замглавреда Banki.ru: в 1 квартале 2015 г. возможна еще большая атака на рубль, чем была сейчас

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Центробанк поднял ключевую ставку до 17% в ночь на вторник.

Замглавреда Banki.ru: в 1 квартале 2015 г. возможна еще большая атака на рубль, чем была сейчас

Центробанк поднял ключевую ставку до 17% в ночь на вторник. Это самое крупное повышение с мая 1998 года. Регулятор пояснил необходимость применения данной меры стремлением ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Семен Новопрудский, заместитель главного редактора Banki.ru, объяснил RB.ru, возымеет ли данное решение положительный эффект.

Фото: РИА Новости


-  Как вы считаете, удастся ли ЦБ этой мерой ограничить действия спекулянтов?


- Мы не понимаем до конца, что стало конкретной причиной того, что случилось в "черный понедельник" и продолжается сегодня. Стратегически возможно, что удастся, но тактически, если будут происходить сделки, подобные совершенно невероятному размещению облигаций "Роснефти" на 625 млрд рублей, спекулятивные  атаки на рубль продолжатся. Все будет зависеть от того, будет ли государство делать исключения, подобные тому, которое оно сделало для "Роснефти" или не будет. Но это уже от Центробанка не зависит.

 

- Набиуллина заявила, что поднятием ключевой ставки Центробанк намерен сдержать инфляцию и девальвацию. Но, тем не менее, сам ЦБ признавал, что цены растут не из-за монетарных факторов, а из-за санкций…


- У нас, когда слушают, что ЦБ говорит про сдерживание инфляции, все ждут, что инфляция начнет замедляться. Но в реальности можно говорить лишь о замедлении ускорения инфляции. Это попытка не допустить  еще большего роста цен. И пока явно неудачная. Сейчас главная задача - сдержать обвальное падение рубля, чтобы он не падал на 10-15% каждый день, а хотя бы на 1%. Это косвенным образом будет замедлять и инфляцию. Ключевая ставка всего лишь замедляет ускорение цен, инфляция будет расти, чуть более медленными темпами. Другое дело, что мы пока не представляем, какой будет динамика цен на нефть в 1 квартале 2015 г., а цены на нефть фундаментально ослабляют рубль. К тому же есть большая проблема - даже сейчас компаниям нужна была валюта, чтобы погашать внешние долги, которые нельзя рефинансировать из-за закрытого доступа на внешние рынки. А в первом квартале 2015 г. количество выплат по корпоративным долгам у нас еще выше, чем в 4-м квартале 2014 г. То есть, возможна еще большая атака на рубль, чем была сейчас.

 

- Сейчас рассуждают о том,  какой вклад внес фактор Крыма и санкций, и сравнивают с Нигерией, у которой тоже сильная зависимость от продажи нефти, где национальная валюта не так сильно упала. Как вы считаете, насколько бы упал рубль, если бы не было фактора Крыма?


- Сейчас трудно вычислить в процентах, какое влияние оказало присоединение Крыма. Но очевидно, что основные причины падения рубля – политические, а не экономические,  просто падающая нефть их усугубила. Но нужно помнить, что Крым привел только к первичным санкциям. Если бы не было наших попыток силой организовать фейковые государства на Юго-Востоке Украины, то тогда падение рубля было бы гораздо меньше. Нам, так или иначе, в какой-то форме в политической сфере придется отыгрывать назад, потому что никакими чисто экономическими мерами эту ситуацию не исправить. Вопрос в том, хватит  ли у руководства страны политической воли, чтобы понять, что Россия не в состоянии вести политику, которая не соответствует ее экономическим возможностям.

 

- Кудрин назвал действия ЦБ по увеличению ключевой ставки правильными, но он отметил, что все будет зависеть от дальнейших действий правительства. А что должно предпринять правительство, как вы думаете?


- Сложно сказать, что имел в виду Кудрин под словом "правительство" - от монетарных властей в данном случае мало что зависит. Мне кажется, нужно говорить о правительстве в широком смысле, о действиях немонетарных властей. Если мы увидим, наконец, выход России из этой войны, это может оказать стабилизирующее влияние на рынок. Другое дело – если бы это случилось на 2-3 месяца раньше, эффект был бы больше. Потому что сейчас потеря доверия к России как к надежному партнеру в результате санкций, падение цен на нефть – всё это давит на рубль. Чем дольше мы будем тянуть с отказом от нынешней политики, тем хуже будет становиться экономическая ситуация в стране. Само правительство может лишь принять решение о выделении экстренных кредитов ключевым предприятиям и банкам, как это было в кризис 2008-2009 гг. Но кризис 2008 г. не был кризисом российской экономики, да еще и с политической подоплекой, как сейчас. У российских компаний тогда не было запрета на то, чтобы рефинансировать долги. Не мы в него вошли и не мы сами из него вышли. Мы делали тогда то, что делали все страны – финансировали стратегические предприятия, старались не допустить обвала банковской системы. Сейчас такие меры могут быть предприняты – но вряд ли это вызовет существенное доверие населения и существенно повлияет на ситуацию. Но пока кризиса ликвидности в банковской системе не было, по крайней мере до начала нынешней  недели.

 

-  Что в этой связи меняется для простых людей, помимо того, что вырастут ставки по кредитам и депозитам?


- Люди ощутят, сколько они смогут купить на свою зарплату. Ценники теперь будут меняться достаточно часто, а сами цены все чаще будут указываться в у.е. При этом будут расти ставки по депозитам, другое дело - будут ли люди доверять банковской системе. Набиуллина сказала, что ставки по вкладам будут расти, она надеется, что население воспримет с доверием эту новость. В первом полугодии 2014 г. был впервые за пять лет зафиксирован чистый отток вкладов из банковской системы – люди принесли в банки меньше, чем вынесли. По итогам второго полугодия ожидался приток вкладов и нынешняя ситуация вряд ли спровоцирует сильный отток. Другое дело, будут ли банки пересматривать действующие вклады – в условиях нехватки ликвидности не исключено, что в одностороннем порядке банки будут  пересматривать кредитные договоры и договоры по вкладам и даже повышать ставки.  Деньги становятся дороже, но есть важное ограничение -  и без того растущая просрочка по кредитам. Если банки будут сильно задирать проценты по кредитам, велика вероятность того, что просрочка будет расти еще сильнее. Кредиты для граждан станут дороже –  но не так сильно, как выросла ключевая ставка.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter