Профессия PR-специалиста как губка впитывает в себя людей с самым разным бэкграундом: журналистов, филологов, переводчиков, историков, нередко – выпускников технических вузов (которые находят свое призвание в ИТ-компаниях).
Немногие профессионалы имеют профильное образование. Наращивать необходимые навыки можно и дистанционно. Мы расспросили PR-специалистов, прошедших программы онлайн-образования, о том, насколько полезными оказались эти курсы.
Фото: Shutterstock
Выпускник факультета связей с общественностью в НГУ Игорь Толкачев, занимающийся развитием бизнеса в компании WPP в Лондоне, считает, что традиций получения нетехнического прикладного образования у нас в стране нет и что лучше овладевать навыками, работая "в поле". Это подтверждает и Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства ЛАМПА, автор курса "Кризисные коммуникации": "PR - это не какая-то сверхнаука, которую нужно постигать в вузовских стенах четыре бакалаврских года. Лучше получить техническое образование, например, а пиару интенсивно поучиться потом в течение года в какой-нибудь хорошей школе или в вузе, вообще, в нашей работе нет ничего лучше практики и опыта - своего и чужого. То же самое, кстати, и журналистского образования касается, это я как выпускник факультета журналистики говорю".
Янис Дзенис, PR-директор Aviasales:
"Наслушавшись историй о том, как интернет-образование меняет все, я записался на курс Develop PR Strategy in a Digital Age. Это совместный проект Национального Университета Сингапура и Coursera. Программа, разбитая на 5 модулей, предполагала погружение в теорию коммуникаций, исследовательские методики, аналитику и социальные сети. Завершением курса должен был стать самостоятельный проект, что-то вроде дипломной работы. В течение 4 месяцев обучения мой восторг сменялся унынием и наоборот. В сухом остатке я выделил для себя как плюсы, так и минусы дистанционного образования.
Плюсы:
1) Актуальные практики. Преподаватели разбирают свежайшие кейсы (кейсы иностранные и все лекции на английском).
2) В отличие от профессиональных конференций, где тебе пытаются втюхать рекламу под видом "образования", на Coursera все-таки дают хороший теоретический заряд.
3) Заниматься можно в удобное тебе время.
Минусы:
1) Курсовые работы оцениваются по системе peer 2 peer вашими же одногруппниками (не все из которых опытные).
2) В расписании что-то постоянно ломается, обещанный в декабре дипломный проект еще не стартовал.
В общем, плюсов получается даже больше и самый главный — занятия с Coursera убедили меня поступить в офлайновый университет, чтобы продолжить образование.
У меня профессиональное образование (так в дипломе и написано "специалист по связям с общественностью"), но я не уверен, что это обязательный для всех вариант. Из моих однокурсников получились как политтехнологи, так и дизайнеры белья для стриптизерш. На первых порах широкого кругозора в профессии точно хватит. На PR я поступил исключительно потому, что факультет находился недалеко от студии Русского радио, где я тогда работал, а моим родителям очень нужен был диплом.
Хотя в рамках обучения разбираются иностранные кейсы, основные принципы работают везде одинаково. Это ж как е=mc^2. Формула и в России, и в Уганде работает".
Денис Фролов, PR-менеджер ABBYY LS и SmartCAT:
"Скоро шесть лет, как работаю в PR и коммуникациях, при этом по первому образованию я филолог, по второму — дизайнер компьютерной графики (в дипломе это назвали "инженер ИТ-систем").
В PR теория без практики не работает: пиарщику нужно много работать "руками". Но ни к чему изобретать колесо, если Грюниг, Хант, Смит и компания уже исследовали вопрос.
В августе 2015 получил приглашение от Coursera на специализацию "Public Relations For Digital Media" от National University of Singapore. Решил, что это шанс проверить себя и заполнить пробелы, и прошёл все четыре курса: вводный, об исследованиях в PR, о коммуникационных кампаниях и SMM. Изначально настрой был скептический: мол что мне там нового расскажут. Вступительное видео с первыми лекциями только укрепили настроение. Но не жалею, что дошёл до конца.
Теория помогла структурировать навыки и познакомила с некоторыми техниками, которые теперь пробую на практике. Учёба сильно дисциплинирует — рассчитываешь время точнее и аккуратнее, чем обычно. Специализация отлично учит стратегическому мышлению и целеполаганию: прежде чем делать серьёзные движения, определись, зачем, почему, как и для чего — профессора буквально в каждой лекции повторяют связку "цель—стратегия—тактика—контроль".
Знания инвариантны: в общем виде они подходят и для проектов в Японии, и для США, и для кампаний в России. При этом преподаватели постоянно напоминают ("Вдруг кто забыл!"): прежде чем работать, изучите реалии целевого рынка, адаптируйте подход и убедитесь, что не попадёте впросак со слоганом или питчем".
Про преподавателей и английский: английский язык у преподавателей хороший, но по произношению, конечно, понятно, что не США. И от курса к курсу приходилось заново привыкать к речи: один был громким и читал лекции, как сказку на ночь рассказывал, другая почти шептала — понимать её помогали субтитры. За темпом третьей не успевал: казалось, что она старается как можно скорее записать видео.
Что касается полученных навыков: например, в курсе про SMM узнал про Editorial calendar (план публикаций в блоге и соцсетях) — не то чтобы откровение для меня, но было интересно посмотреть, как разные специалисты используют свои форматы".
Ирина Аристова, PR-консультант, Сидней, Австралия:
"Я работаю пиарщиком уже более 8 лет. Основные индустрии - телеком, образование, здоровье, некоммерческий сектор. В данный момент занимаюсь пиар-консультированием в Австралии.
Образование у меня изначально непрофильное - я выпускница специальности "Мировая экономика" МЭСИ. А в 2013 году я прошла годовой онлайн-курс в PR Academy. Он аккредитован Chartered Institute of Public Relations в Британии. Когда я переезжала из России в Австралию, меня несколько заботил тот факт, что у меня нет заморской квалификации. Можно было, конечно, сделать ассессмент основного образования, но мне хотелось именно получить некую зарубежную квалификацию.
В результате, мне не понравилось, что если ты хочешь получить именно аккредитованный CIPR сертификат, начинать надо с первого уровня сертификации. То есть в ходе учебы ты начинаешь познавать пиар с азов. При опыте работы более 5 лет это, конечно, несколько разочаровывает. Плюс немного разочаровал подход к итоговым заданиям на моей программе. Твои работы должны основываться на изученном материале и только. Твой собственный опыт, как правило, предлагается не освещать. Этот подход к обучению сильно отличается от российского. Кроме того, если бы я имела возможность немного скорректировать свою программу, я бы внесла большее количество вебинаров и онлайн Q&A сессий (сессий "вопрос-ответ").
Понравился же сам стиль преподавания пиара, то, как его понимают в Великобритании, разбор кейсов, основанный на британских новостях, кризисных ситуациях. Очень было интересно разбирать проколы и достижения британских политтехнологов и спичрайтеров типа Алистера Кэмпбелла.
В целом, мне кажется, любой курс, который построен на понимании и анализе пиар-основ, истории коммуникаций, психологии будет полезен российскому специалисту. Кроме того, не стоит забывать, что современному пиарщику нужно владеть и зарубежными методиками, понимать, как ведется бизнес и коммуникации за рубежом. Да и вообще иностранный курс неплох для "прокачки" английского языка.
В плане нетворкинга в моем случае курс не оказался полезным, так как я была единственным русским студентом, базирующимся в Австралии. Но мне думается, что при прохождении любого курса, где есть возможность общаться и работать в команде, нетворкинг станет дополнительной ценностью программы.
Считаю, что этой образовательной программой я украсила свое резюме. Плюс на собеседованиях в Сиднее я смело могла говорить что я - аккредитованный специалист в сфере коммуникаций.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
- 2 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
- 3 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
- 4 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет
- 5 PR-тренды в 2024-м: что важно знать
ВОЗМОЖНОСТИ
21 марта 2024
25 марта 2024
27 марта 2024