Для работы с сайтом необходимо включить Cookies
Вы используете устаревшую версию браузера
Для правильной работы сайта загрузите и установите один из браузеров:
Еще не присоединились? 55 млн профессионалов ждут Вас!

Советские бренды: косметика и парфюмерия

Что было и чего не было на полках советских магазинов

 Советские бренды: косметика и парфюмерия

Острый дефицит практически всего, необходимого для жизни - отличительная черта советской экономики. Конечно, еда, одежда, парфюмерия в советских магазинах 50-70-х годов присутствовали как таковые, но вот ассортимент товаров был ужасающе скудным. Но поскольку послевоенная жизнь СССР понемногу налаживалась, неприхотливые советские люди с радостью покупали еще недавно недоступное, все свое, советское. Это в полной мере относилось к изделиям парфюмерным и косметическим.

Ассортимент духов и одеколонов в магазинах СССР был невелик, поэтому их запахи запоминались легко и надолго. Для многих запах духов «Красная Москва», или одеколона «Шипр» до сих пор ассоциируется с детством. Женщины, полагавшие себя элегантными, любили духи «Красная Москва». Кстати, у них интересная история. Это были духи, созданные для русской императрицы Марии Федоровны. В Москве в 1913 году, как раз к трехсотлетию дома Романовых, создал духи «Букет Императрикс» («Любимый букет Императрицы») Генрих Брокар, владелец крупной российской фабрики помад, духов и мыла. В 1917 году фабрику Брокара национализировали с намерением переименовать ее в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5». Главный парфюмер Брокара предложил название фабрике «Новая заря». Большевики согласились. А духи «Букет Императрикс» были переименованы, получив название «Красная Москва». Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами. Были ароматы и попроще - «Белая акация», «Красный мак», «Сирень», например. В 70-х годах появилась новинка - концентрированные духи «Ландыш серебристый». Тогда же появились и латвийские духи «Дзинтарс». О знаменитых «Шанель № 5» советские женщины в своем большинстве знали только понаслышке. В воспоминаниях советских времен еще упоминаются духи «Клима» ("Climat" от фирмы Lancôme) и «Опиум».  

Мужчины по своим парфюмерным предпочтениям  подразделялись на две большие группы - любителей одеколона «Шипр» (подороже) и любителей «Тройного одеколона» (подешевле). Последний, кстати, употребляли не только наружно, но и внутрь... А вот одеколон «Гвоздика» предпочитали использовать в качестве репеллента, для защиты от комаров. «Шипр» - это французский вариант произнесения названия острова Кипр. Легенда гласит, что создатели одеколона «Шипр», побывав на Кипре, решили навсегда сохранить в памяти запахи сандалового дерева и других экзотических растений острова. «Шипр» входил в группу одеколонов «Экстра» класса с содержанием этилового спирта не менее 70%.

Кстати, «Тройной одеколон», подобно «Красной Москве», был удачным для своего времени изобретением дореволюционной эпохи. По приказу Наполеона для солдат, долго находящихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным защитным эффектом - лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучше не было придумано и через сто лет, поэтому в 1913 году на всемирной выставке в Париже это средство получило Гран-при. Дошло оно и до наших дней под названием «Одеколон "Тройной"». В конце XVIII века к одеколону прилагалась инструкция: "Молодым людям рекомендуется ежедневно 20-30 капель, пожилым - 50-60 капель развести с водой или вином - помогает против учащенного сердцебиения и головных болей". Так что дошедшая до сегодняшних дней привычка использовать дешевый одеколон взамен водки имеет под собой историческую основу!

Во времена появления «новых русских» в продаже появился одеколон, который назывался «Запах денег». Вскрыв коробку, разрезав ленточки, развернув бумагу и откупорив флакон, покупатели могли убедиться, что бесцветная жидкость не имела совершенно никакого запаха - ведь деньги, как известно, не пахнут.

Со временем у немногочисленных советских парфюмерных брендов появились конкуренты в виде товаров из братских социалистических стран. В 70-х годах в продаже появились отличные польские духи «Быть может». Они были в большой моде у молодежи и до сих пор вызывают приятную ностальгию. Польская косметика была очень популярна в 70-80-х годах, но купить ее было непросто.

Приехав в командировку в Москву, надо было непременно посетить фирменные магазины братских социалистических государств, где проще всего было достать дефицитную западную косметику. В столице были специализированные магазины разных соцстран - «Ванда», «Власта», «Лейпциг», «Ядран» и т.п. Разноцветные тени для век, духи «Быть может» и «Пани Валевска», компактную пудру покупали в польской «Ванде». В немецком «Лейпциге» можно было купить отличный крем для лица «Пондс» и краску для волос «Лондаколор». А в советских магазинах женщинам предлагалась хна, окрашивающая волосы в дешевого оттенка рыжий цвет, басма, окрашивающая волосы в радикально черный цвет. Для поиска своего неповторимого оттенка женщины готовили смесь басмы с хною. А вот для блондинок предназначалась перекись водорода, а сами искусственные блондинки именовались пергидрольными. В «Лейпциге» некоторые покупали «Бадузан» - одно из первых пенящихся средств для ванны (продукт бывшей ГДР). «Бадузан» пользовался ограниченным спросом, трудящиеся его не покупали, не желая платить трояк за сомнительное удовольствие и предпочитая хозяйственное мыло.

Мыло тоже не отличалось разнообразием. Перед войной в Советском Союзе производилось два сорта мыла: хозяйственное (именовалось оно "мраморным", куски граммов на 800), и второе, более деликатное, купить его было практически невозможно. Оно выдавалось каждому гражданину в бане крохотными кусочками; назывался же этот туалетный шедевр - мыло "Яичное"... Простодушный посетитель, получив в кассе бани вместе с билетом кусочек "Яичного", величиной с четверть спичечного коробка, недоумевал: "Но я же весь помыться хочу..."

Перечислим скудный репертуар советских сортов туалетного мыла. Наиболее популярными (настоящими брендами!) были: «Земляничное» (ядовито-розовое, с резким запахом отдушки) и «Хвойное» - для рук, «Банное» (подешевле) - для бани, «Хозяйственное» - для стирки белья (для стиральной машины его измельчали на терке) и мытья посуды, «Детское» - для детей, «Дегтярное» - от перхоти. Незатейливые названия незатейливых товаров.... Из дневника 1937 года. «Еще новость из разряда наилучших! Дуся из Легпрома вчера звонила в экстазе: в основном принято на их эксперткоме наше, советское женское туалетное мыло! Пока называется «мыло земляничное», хотя, по ее словам, еще не очень мыло и подванивает чем-то не совсем земляничным, почему и вернули на доводку. Но! Уже скоро в букете запахов нашей женщины поубавится наконец массовый «аромат» мыла с унылым названием «Хозяйственное» - это сверхмощное средство от грязи, насекомых и мужчин сдаст свои командные высоты. А московские охотницы за красивой жизнью перестанут переплачивать спекулянтам в подворотнях за румынскую осклизлую дрянь «Универсарэ». Луч надежды блеснул из-за туч! Жаль только, что вожделенное «земляничное» советские женщины не успеют получить к этому празднику Международного 8-го марта. Ничего, ждать мы научились».

Импортными, вожделенными, дефицитными были овальные куски мыла (все советские - "кирпичики" стандартной формы) из Болгарии и ГДР. Мыло «Земляничное» своим пронзительным запахом могло отпугивать моль, и рачительные хозяйки клали брусочки мыла в платяной шкаф.

А вот для детей можно было купить подарочный набор «Мойдодыр», куда входили детская зубная щетка, зубной порошок, мыло, и флакончик одеколона. Стихотворение детского поэта Корнея Чуковского «Мойдодыр» знал в СССР любой ребенок.

Кстати, зубной порошок долгое время был для советского человека единственным средством для чистки зубов. Позже появились зубные пасты «Мятная» и «Жемчуг». Мощную конкуренцию со временем им составил болгарский «Поморин». В 70-х годах в Москве появилась в продаже западная паста «Колинос».

А в целом, можно сказать, что муки выбора подходящей косметики, либо парфюмерии, были мало знакомы советскому человеку. Есть мыло хозяйственное, есть мыло "Банное" и есть мыло "Земляничное". Вот и весь выбор, все состязание марок.

Людмила Якименко

Людмила Якименко, опубликовано: 11.08.2009 в 10:45, обновлено 11.08.2009 в 16:08
Новое на "Ведомостях"
СЖ 2.0


Комментарии на RB.ru
Комментарии на Facebook
Комментарии на VK.com


Написать комментарий



Пожалуйста, при общении соблюдайте правила участия в Сообществе профессионалов RB.ru

Отправить комментарий и зарегистрироваться на Viadeo.com | RB.ru
после входа или регистрации
вы автоматически вернетесь
на текущую страницу
Комментарии на RB.ru Комментарии на Facebook Комментарии на VK.com




Новости партнеров
  • 24СМИ
  • СМИ2

Самое популярное

Главное

PORTAL: 3 TYPE: 537 CHAPTER: 2517

Взлет вашей карьеры начинается на Viadeo!

Репутация онлайн начинается с собственного бренда

  • Зарегистрируйтесь на Viadeo.com и:
  • Расскажите о себе
  • Делитесь своим профессиональным опытом
  • Получайте рекомендации

Будьте в эпицентре событий!

Хорошая репутация онлайн - ключ к успешному трудоустройству

  • Зарегистрируйтесь на Viadeo.com и:
  • Общайтесь с миллионами профессионалов
  • Ищите новые карьерные возможности

58% наших пользователей получают предложение о работе раз в год

Вместе с Viadeo вы можете больше!

  • Зарегистрируйтесь на Viadeo.com и:
  • Найдите знакомых и коллег
  • Создайте свою бизнес-сеть
  • И пусть ваши контакты работают на вас!

Создайте свою
профессиональную сеть

Закрыть

Произошла ошибка.

Попробуйте повторить действие еще раз. Если ошибка будет повторяться сообщите ее номер (234) службе поддержки пользователей - support@rb.ru
*
Закрыть
Закрыть