Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Совершен первый в мире коммерческий авиарейс на газовом топливе

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Первопроходцем стала компания Qatar Airways

Совершен первый в мире коммерческий авиарейс на газовом топливе
Самолет авиакомпании Qatar Airways в понедельник совершил первый в истории коммерческий рейс на новом топливе, частично произведенном из сжиженного природного газа. Коммерческое производство газового керосина в Катаре начнется в конце 2012 г., а ожидаемая прибыль от перехода на новое топливо составит $4 млрд в год. Эксперты отмечают, что в России эксперименты ведутся очень давно, однако развитию технологий мешает отсутствие финансирования.

Airbus А-340-600 с двигателями компании Rolls-Royce совершил рейс по маршруту Лондон - Доха с пассажирами на борту, используя новое топливо. По данным перевозчика, рейс продолжался более шести часов, а в салоне лайнера находилась делегация консорциума в составе представителей Airbus, компаний Rolls-Royce и Shell, а также ряда катарских компаний. Именно этот консорциум в течение двух лет занимался разработкой нового топлива, состоящего в равных долях из обычного авиационного керосина и так называемого GTL-керосина (gas to liquids kerosene), произведенного из природного газа.

Глава Qatar Airways Акбар аль-Бакер назвал первый коммерческий рейс с использованием газового керосина "важной вехой на пути перехода авиакомпаний на альтернативное экологически дружественное топливо".

Катар является крупнейшим в мире производителем природного газа и располагает 15% всех доказанных запасов природного газа в мире. Qatar Airways рассчитывает стать ведущим мировым производителем GTL-керосина после того, как в 2012 году будет запущено его промышленное производство, отмечается в пресс-релизе компании.

По прогнозам газеты "Ар-Райя", ожидаемая прибыль от перехода авиакомпаний на газовый керосин составит $4 млрд в год.

Qatar Airways на сегодняшний день является одной из наиболее быстрорастущих компаний в мире с новым авиафлотом. Авиакомпания наполовину принадлежит правительству Катара, еще 50% акций находятся на руках у частных инвесторов.

Напомним, в прошлом году резкий рост цен на авиатопливо повлек за собой банкротства ряда перевозчиков. В частности, повышение цен на керосин увеличило долги альянса AiRUnion и привело к фактическому его разорению.

В России на это нет денег

В России разработки альтернативных видов топлива с использованием природного газа ведутся уже на протяжении нескольких десятилетий, рассказывает RB.ru Сергей Постоев из Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Сначала был создан двигатель, работающий на водороде, и в 1988 году самолет, получивший название Ту-155, совершил свой первый полет. Однако в результате исследований специалисты пришли к выводу, что водород, хоть и эффективен в качестве топлива, но при этом слишком "капризен" и стоит дороже, поэтому ученые переключились на более удобный в эксплуатации сжиженный природный газ, и в 1989 году Ту-155 поднялся в небо на природном газе. Однако дальше дело не пошло из-за отсутствия финансирования.

По словам Олега Пантелеева, руководителя аналитического отдела "АвиаПорт", использование природного газа было бы экономически оправдано: при разработке нефтяных месторождений огромные объемы попутного газа сжигаются. По некоторым оценкам, его использование было бы в 3-4 раза дешевле использования керосина, кроме того, он не требует сложной наземной инфраструктуры, говорит Сергей Постоев. "Когда разговоры об использовании попутного газа только начинались, его сжигалось примерно 10 млрд кубометров, и все говорили о выгоде. Сейчас сжигается, по меньшей мере, втрое больше газа, но экономическая выгода уже никого не волнует", - сетует специалист.

Использование сжиженного природного газа обходилось бы примерно на 40% дешевле, чем использование обычного керосина, отмечает Постоев, однако для его применения нужно создавать сложные наземные инфраструктурные объекты, в которые сейчас никто не хочет инвестировать. По словам собеседника RB.ru, надо еще учитывать, какое количество самолетов работало бы на новом топливе: чем больше, тем выгоднее, тем скорее проект окупится.

Однако вероятность того, что в ближайшее время разработки в этой области пойдут быстрее, возрастает по мере того, как на первое место выходит экологическая проблема: газовый керосин является, по словам экспертов, несомненно, более чистым топливом.

Полеты на биотопливе

Ряд авиакомпаний, как пишет Financial Times, в частности, Virgin Atlantic, Continental Airlines и Air New Zealand, уже тестировали биотопливо, производимое из различных веществ, начиная от кокосового масла и заканчивая водорослями. В течение последних двух лет было совершено, по меньшей мере, пять испытательных полетов с использованием либо биотоплива, либо топлива на основе GTL-керосина. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter