Архив rb.ru

Русский врач рассказал об особенностях работы в Ливии, зарплате и надеждах

Архив rb.ru

В Ливии нет больниц для VIP-персон, а пациенты благодарят врачей домашней едой

Русский врач рассказал об особенностях работы в Ливии, зарплате и надеждах
Присоединиться
Сколько может зарабатывать российский врач в Ливии? Какие нюансы нужно учитывать врачу, работающему в мусульманской стране? Чем ливийские пациенты отличаются от российских? Об этом RB.ru рассказала Наталья Вишнякова, врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории, 5 лет проработавшей в госпитале "Аль-Джаля" города Триполи.

Как я оказалась в Ливии

В 2003 году одна частная фирма объявила о наборе врачей для работы в Ливии, прежде всего анестезиологов. Зачем ливийцам наши специалисты? Своих просто не было - до 1998 года в Ливии вообще не готовили врачей по этой специальности. Первых анестезиологов государство подготовило и выпустило только к 2003 году, но их было, во-первых, все еще очень мало, а, во-вторых, требовалось время на то, чтобы они набрались опыта. Поэтому ливийская медицина использовала иностранную рабочую силу - преимущественно из Болгарии, Украины и Египта.

Своим врачам в то время Ливия платила плохо, зато щедро награждала иностранцев. Мне предложили оклад - $1 тыс. в месяц, и я решила поехать, причем вместе с семьей - мой муж тоже был врачом-анестезиологом. Решение далось относительно легко: в то время я работала в 85-й клинической больнице в Москве, а моя зарплата составляла всего $300.

Перед отъездом мы встретились с представителем из Ливии, заполнили job offer. Надо сказать, что медицинских специалистов для работы в этом государстве в то время набирали централизованно, так что контракт мы заключали с министерством здравоохранения.

Страшно ли было ехать? Конечно, страшно. Об условиях, в которых мы будет работать и жить, мы почти ничего не знали, но представитель из Ливии утверждал, что нас везут в капитализм. Когда мы оказались на месте, мы поняли, что все будет не совсем так, как нам обещали.

Трудности

Каждый год иностранцам, работающим в Ливии, нужно оформлять рабочую визу. И вот с оформлением этих виз для всей нашей группы возникла проблема. Дело в том, что документы, с которыми мы приехали, каким-то невообразимым образом потерялись. В итоге  нас сразу предупредили, что первое время, пока документы не будут найдены и рабочие визы оформлены, за нашу работу мы будем получать ежемесячное пособие в размере $120 (!). Многие врачи из нашей группы, услышав это, развернулись и полетели домой. Но мы с мужем решили остаться - слишком много денег было потрачено на оформление всех необходимых бумаг в России, да и вообще, какой смысл был возвращаться на родину? Здесь хотя бы обещали, что все наладится и что мы станем зарабатывать $1 тыс. в месяц. В России же тогда рассчитывать на достойную оплату труда вообще не приходилось. Только я тогда еще не знала, что ливийцы всегда обещают, что все будет завтра. Но это "завтра" у них вообще не всегда наступает.

В итоге наши документы "искали" целых 2 года! И все это время наша семья жила на $240 - пособие мое и мужа. Из этих денег нужно было ежемесячно отдавать за учебу сына - он учился в школе при российском посольстве в Триполи. Бесплатно в этой школе отказывались учить, даже учитывая наши крайние обстоятельства.

В общем, в это время было очень тяжело, иногда у меня в кошельке было не больше $1. Повезло с коллегами - ливийцами и украинцами, они занимали нам денег, даже не имея уверенности в том, что мы когда-нибудь сможем их вернуть.

И все-таки, чем дольше я там работала, тем тяжелее было все бросить и уехать - потому что сохранялась надежда на то, что проблема с документами решиться и все заработанное сразу выплатят.

Надо сказать, что в 2005 году все так и произошло. Мне перечислили зарплату за 2 года работы, и с тех пор я наконец-то стала регулярно получать обещанные $1 тыс. в месяц. На жизнь вполне хватало $400, а остальное можно было откладывать. Каждый год зарплата понемногу росла, в последний год своей работы в Ливии я зарабатывала уже $1,5 тыс. Это было в 2008 году. Я приняла решение вернуться в Россию, потому что к этому моменту условия для того, чтобы получать эти деньги, появились уже и в нашей стране (в частных медицинских центрах, конечно).

Жилищные условия

Всем врачам-иностранцам, работающим в Ливии по контракту, давали комнату в общежитии. Наша была на 7 этаже, и подниматься туда приходилось без лифта. Кроме того, жили мы, можно сказать, без воды. Она до нашего этажа "не доходила" и  появлялась только ночью, на несколько часов. Так что каждую ночь нужно было вставать и мыть посуду, стирать и набирать воду во всевозможные емкости. Это уже потом, через 2 года, когда выплатили зарплату, я купила и водяную помпу, и стиральную машину.

Впрочем, в этом жилье было 2 плюса. Во-первых, оно находилось в пешей доступности от работы. А во-вторых, мы не платили за нее ни копейки, хотя должны были - хотя бы за электричество. Но ливийцы настолько ленивы, что не хотят заниматься даже сбором денег. Кстати, врачи-русские от врачей-ливийцев этим и отличаются - они более трудолюбивы.

Ливийская медицина

Все 5 лет, что я жила в Триполи, я работала в Университетском госпитале акушерства и гинекологии "Аль-Джаля".

В Ливии медицинская помощь в государственных медучреждениях оказывается абсолютно бесплатно. Причем в самых обычных городских больницах лечится и семья ливийского лидера Муамара Каддафи. Там нет больниц Управления делами президента. Например, дочка Каддафи Аиша рожала в нашем госпитале, с одной лишь привилегией -роды принимала заведующая отделением. А я однажды работала на операции сестры министра здравоохранения и узнала о том, что это vip-персона только после того, как ее выписали.

Работать мне было очень комфортно. График работы мне всегда ставили удобный, без ночных смен. Всего по контракту у меня должно было быть 48 часов в неделю, но почему-то от меня требовали лишь отработки 36 часов (врач в России должен работать столько же - 36 часов в неделю).

Мои обязанности в ливийском госпитале практически ничем не отличались от российских. Только в Ливии - английская школа анестезиологии, поэтому мне необходимо было почитать соответствующие книжки, чтобы сориентироваться. Но это нюансы.

А вот вести историю болезни, писать диагнозы - все это нужно было делать на английском языке, в Ливии так принято. С этим было не сложно справиться. Гораздо сложнее было разговаривать с больными так, как принято - на арабском. Меня учили всем нужным фразам, я записывала их русскими буквами в блокнот. Фраза "на что жалуетесь" на арабском очень сложна в произношении! Ситуацию усложняло то, что мои медсестры абсолютно не говорили по-английски, так что мы поначалу объяснялись буквально на пальцах. Правда, через два года я уже могла спокойно общаться с пациентами на их языке, а через 5 лет я говорила на арабском везде, не только на работе. Я и сейчас, когда приезжаю в Ливию повидаться с друзьями, с удовольствием говорю на арабском.

Какие еще есть нюансы в работе врача в Ливии? Одежда. Поскольку страна мусульманская, мне нужно было носить медицинскую форму на размер больше своего - чтобы фигура не была обтянутой. Как правило, женщины там носят форму темных цветов, потому что не дай бог, если она будет просвечивать, и станет видно нижнее белье.

Врачей в Ливии очень уважают. Везде - на рынке, в кафе, в аэропорту, тебя готовы носить на руках, если узнают, что ты врач. Серьезно. Местные пациенты тоже относятся к врачам с гораздо большим уважением, чем российские. Вместо привычных коробок конфет в благодарность врачам часто приносят домашнюю еду. Нам в госпитале приносили один большой котел - в женскую ординаторскую, другой - в мужскую.

Да, ординаторских общих нет, женщины отдельно от мужчин. И ни в коем случае нельзя заходить в ординаторскую для представителей противоположного пола. Для того, чтобы сообщить мужчине-врачу о том, что ты заступаешь на смену, нужно прокричать об этом под дверью.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инвестиции в медицину: 5 советов тем, кто хочет вложиться в MedTech-проекты
  2. 2 Издатель Atomic Heart назначил на должность CEO экс-главу Electronic Arts Russia
  3. 3 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  4. 4 Попали под сокращение? Вот как обновить профиль в LinkedIn, чтобы не отпугнуть рекрутеров
  5. 5 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу