Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Региональные фермеры рассказали, что им нужно, чтобы "накормить страну"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

RB.ru побеседовал с фермерами-животноводами и узнал, как и чем могло бы им помочь государство, чтобы отечественные производители мяса смогли бы возместить объем импорта в связи с антисанкциями, а также - в перспективе - вывести российское сельское хозяйство на новый уровень и обеспечить "продовольственную безопасность".

Региональные фермеры рассказали, что им нужно, чтобы "накормить страну"



Фото: РИА Новости

Запрет на ввоз продуктов из стран, поддержавших санкции против России, - новые возможности, прежде всего, для российских фермеров, утверждают в правительстве. В условиях ограничения поставок спрос на российскую продукцию, по их мнению, однозначно повысится. С момента запрета ввоза продуктов питания из ЕС и США в ряде регионов стали вводить меры, которые должны поддержать местных фермеров. Например, инсельхоз РФ решил ввести существенные льготы по резервированию кредитов аграриям, чтобы снизить нагрузку на кредиторов отрасли и увеличить объем средств, выделяемых банками АПК. В Туве пятерым начинающим молодым фермерам выдали дотации в размере 1 млн рублей. В Ульяновске по инициативе регионального Минсельхоза планируют открыть "антисанкционные" магазины, куда фермеры будут напрямую поставлять продукты. Его учредителями станут Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области, региональная Ассоциация рестораторов и непосредственные производители продуктов питания. Ставропольский агропромышленный комплекс получит дополнительную поддержку на развитие отраслей.

Фермеры, с которыми побеседовал RB.ru, одобрили инициативу ульяновского Минсельхоза, сошлись на том, что необходимо развивать альтернативное животноводство и упростить порядок получения кредитов, а также предложили другие решения, которые помогли бы улучшить производство мясной продукции в России.

Роман Пудышев, Ростов-на-Дону


На фото - Роман Пудышев

"Основная поддержка Министерства сельского хозяйства направлена на поддержку и развитие молочного животноводства и крупного скота. С учетом того, что существует, например, африканская чума свиней, должна быть тенденция к развитию альтернативного животноводства. Новые виды поддержки дальнейшей переработки продукции, приобретения оборудования для убоя и первичной обработки тоже рассчитаны на крупный скот. Поддержка кролиководства, которая является альтернативой свиноводству, нигде не упоминается. Если внести эту поправку, было бы немного легче.


Фермеры надеются на поддержку альтернативного животноводства, в том числе, кролиководства. Источник фото: РИА Новости

Очень помогли бы магазины, куда фермеры могли бы напрямую продавать продукцию. Если бы правительство Ростовской области начало развивать подобные программы или поддерживать инициативу предпринимателей для создания таких сетей, это было бы большим подспорьем. У меня сейчас в Ростове есть небольшая сеть, где я реализую свою продукцию, есть посредник, который работает с торговыми сетями. Но со сбытом все же есть некоторые проблемы - я недостаточно крупный фермер, чтобы мог сам обеспечить логистику и другие сопутствующие вопросы. Если бы сети магазинов были, это было бы особенно удобно маленьким хозяйствам".

Сергей Сеник, член Союза Донских фермеров, хутор Майский, Целинский район

"Действия президента по поводу эмбарго на ввоз зарубежных продуктов мы поддерживаем. Что нужно фермерам, чтобы они могли лучше работать и обеспечивать страну продукцией? Животноводам предоставляется крайне мало льгот. Нужно, чтобы животноводам (молочного и мясного "направлений") выделяли на три года льготные беспроцентные кредиты под покупку поголовья. С ветеринарами и администраторами нужно выезжать на места, смотреть, сможет ли фермер или частник принять такое поголовье, которое он заказывает, есть ли у него для этого все необходимое. Через три года - возвращать кредит. Плюс нужно дать возможность альтернативным животноводам закупать по кредитам, например, птицу. Подсобным хозяйствам на местах нужно возвращать субсидии, дать возможность как можно меньше платить процентов по кредитам. Ставки могут сохраниться, но нужно отсрочить платеж. Например, корова растет не месяц и не два, она растет год-полтора. Потом ее нужно покрыть - это еще девять месяцев. Молодое поголовье, которое родится, уже можно сдавать на мясо. Это два с половиной года, даже три. Рассрочка по выплате кредитов должна быть 15 лет.

Что касается производителей кормов - агрохолдингов, которые скупили землю за копейки, то нужно часть их земли перераспределить, в том числе районные фонды, и в приоритет поставить животноводство, молочное и мясное, рыболовство, птицеводство. Растениеводство - единственный вид деятельности в сельском хозяйстве, который субсидируется: им предоставляется погектарная субсидия, льготные кредиты, топливо, химия, семена. Агрохолдинги стоят первыми в очереди на эти льготы. А для агрохолдингов нужно расширить возможности переработки первичного сырья (в том числе пшеницы) - это автоматически создаст рабочие места на селе. Нужно построить перерабатывающие цеха. Агрохолдинги необходимо обязать нести социальную нагрузку по развитию села: строительство детских садиков, спортивных площадок, создание рабочих мест. Они почему-то не хотят ничего делать. Я всего третий год живу на хуторе, но нашел время, чтобы попросить у губернатора средства на постройку детского сада, в октябре он уже откроется. Агрохолдинги должны создавать рабочие места - особенно для молодых специалистов, чтобы они никуда не уезжали. Производители пшеницы, возможно, хотели бы продавать ее за границу, но там не всё купят, а урожаи большие. Поэтому нужно создавать рабочие места для местного населения, развивать это направление - производить крупы. Все это нужно регулировать на государственном уровне, очень важно обеспечить продовольственную безопасность страны. Нужен четкий государственный заказ.

В Ростове мы развиваем животноводство, у нас есть возможность пасти овец, коров, есть потенциал для развития. И переработку тоже развивать необходимо: тем, кто производит молоко, лучше не сдаивать его и отдавать на молокозавод, а иметь свою перерабатывающую структуру. Но это очень дорогое оборудование, далеко не каждый средний фермер может его себе позволить. Нужно предоставить субсидии на возврат: например, фермер берет кредит, покупает данное оборудование, подает документы в министерство, и оно возвращает ему часть стоимости. Но надо учесть одно обстоятельство: в банках требуют большой залог - до трех раз больше, чем сумма, которую берут в кредит. Эти вещи нужно упростить: сейчас не та ситуация, чтобы "выворачивать руки" фермерам, им наоборот нужно пойти навстречу. Особенно это касается Россельхозбанка: чтобы получить там какой-то кредит на развитие, приходится ждать по полгода. И не всегда понятно, получится ли его взять, одобрят ли его. То же самое должно касаться кредитов на технику: на них нужно предоставлять три года отсрочки платежа и рассрочку на 15 лет, а какую-то часть погашать за счет министерства. Если министерство видит, что процесс идет, человек работает, почему бы ему не помочь.


Для кредитов на покупку поголовья крупного скота необходимо ввести отсрочку. Источник фото: РИА Новости.

Начинающий фермер от министерства получает 1,5 млн рублей на развитие, а семейная ферма - 10 млн. Но те, кто уже получил субсидии на 1,5 млн, не имеют права дальше участвовать в этой программе, более того - продолжать развивать это же направление! Образно говоря, я купил овец на эти 1,5 млн, ферма развивается, поголовье растет, я поставляю мясо. Но я хочу развиваться дальше, а мне говорят, что я уже получал субсидии и не имею права участвовать в программе развития дальше. Если я захочу снова участвовать, то я могу, но не по овцам, а по коровам или по птице - словом, в любом другом направлении, но не в этом. Я скоро поеду в Санкт-Петербург и хочу обсудить данный вопрос с представителями министерства: не нужно усложнять, нужно давать возможность развивать уже существующее направление. В Китае проще: там фермер берет в кредит, допустим, миллион, а возвращает через некоторое время 900 тысяч. Мы сможем через некоторое восстановить необходимое для России поголовье скота, мы будем самодостаточны и устойчивы в развитии животноводства. Мы готовы развивать и расширять его, но этот вопрос требует определенных вливаний, а не каждый начинающий фермер может их себе позволить, банк не может дать ему кредит, потому что у него нет гарантий или залоговой базы. Чтобы понимать порядок цифр, приведу пример: одна хорошая племенная корова стоит 100 тысяч рублей, то есть 50 голов - это 5 млн рублей. Но пять миллионов взять негде, хотя мы могли бы обеспечить уход и за большим поголовьем. Поэтому мы, молодые фермеры, сейчас объединяемся, стараемся не только наладить существующее, но и "протоптать дорожку" тем, кто придет за нами.

Если говорить о каналах сбыта, то сети магазинов, куда фермеры могли бы напрямую, без посредников, продавать свою продукцию, - это очень, очень хорошая идея. В Ростове есть подобные инициативы: так называемые социальные магазины, ярмарки по губернаторской программе "Село - городу". Каждую субботу в больших городах проходят ярмарки, туда фермеры приезжают со своей продукцией - с мясом, молоком, медом, крупами, овощами, фруктами. Там люди могут купить все дешевле, чем на рынках, а нам, маленьким хозяйствам, это выгодно: не нужно сдавать посредникам за мизерную сумму, можно продать по нормальной цене. Я не говорю про большие хозяйства, но маленькому и среднему бизнесу это очень выгодно. Я специально купил машину с термокузовом, чтобы можно возить мясо на ярмарки. Люди в городах уже знают места, где можно купить мясо. Нас приглашали и в Москву, но мы пока вынуждены отказываться: работаем для своего региона. Когда нарастим обороты, обязательно поедем в столицу. Ведь фермерские продукты - экологически чистые. У меня, например, нет денег на покупку комбикорма, он дорогой, и я кормлю животных чистой пшеницей. Это лучшее для свиней и коров - мясо получается розовое, мраморное. Цвет и качество мяса зависят от того, чем кормили животных.

Можно восстановить то, что раньше называлось заготовительными пунктами, и через них собирать у фермеров продукцию, тот же мед. У нас на Дону и на Кубани сильно пошатнулось пчеловодство, потому что через Украину стали возить дешевый разбавленный китайский мед. Себестоимость нашего меда - 100 рублей, этот мед продавали за 30 рублей. Многие продали свои пчелофермы и пасеки, потому что стало невыгодно их держать, мед не стоил ничего. Люди охотнее берут дешевый мед, хотя он и хуже по качеству.


На Дону и на Кубани пчеловодство какое-то время назад стало невыгодным. Источник фото: РИА Новости.

С овощами и мясом ситуация местами похожая. Например, производство птицы. Настоящая качественная курица должна расти год, а не 30 дней, как бройлер. Курица должна питаться не только зерном - ей надо выходить на солнце, клевать траву, это сильно сказывается на качестве мяса. С Запада везли свинину - животные вырастали за полгода, как такое мясо может быть экологически чистым?"

Евгений Шматько, Пролетарский район, Ростовская область

"Самое главное - начинающим фермерам сейчас не хватает земли. Есть районные фонды земли, и в 90-е годы земля раздавалась просто так, ее забирали агрохолдинги. Договоры аренды подписывались на 50 лет. Сейчас ситуация такая, что простым фермерам никак не получить земли: много не надо, но 100 гектаров необходимо. Хотелось бы, чтобы приняли какой-то закон, чтобы начинающих фермеров наделяли землей. Этот вопрос - самый острый.

Хотелось бы, чтобы проработали какие-то долгосрочные программы по кредитным условиям. Проблема в том, что существующие кредитные программы неэффективны: очень высоки процентные ставки. Мясное скотоводство - это "долгие" деньги. Хотелось бы, чтобы пересмотрели условия с отсрочкой, пересмотрели суммы. Можно взять в кредит 1-2 млн, но ведь их нужно почти сразу же отдавать. Хочется, чтобы была некая конкретная кредитная программа для животноводов.

Еще один острый вопрос - сбыт и ценовая политика. Что нужно для хорошего развития сельскохозяйственной отрасли? По сути, самое главное - не кредиты, самое главное - цена на продукцию. Если будет цена, выгодная фермерам, то и людям будет интересно этим заниматься. В данный момент цена такая, что занимаются этим только энтузиасты. Деньги долгие, труд тяжелый, выгоды - не очень много. Деньги - все-таки стимул для предпринимателя, и если бы цена была более или менее отрегулирована на государственном уровне, было бы гораздо лучше.

По поводу реализации продукции у нас, местных фермеров, есть такая инициатива: мы хотим наладить сбыт - пока на местах. Это, вероятно, будет небольшая сеть магазинчиков, чтобы люди легко могли купить нашу продукцию. Мы-то знаем, что у нас экологически чистый продукт, экологически чистые корма, мы не кормим животных никакими препаратами. Я недавно был в Ростове - в "Ашане" на полках я видел продукты нашего областного бренда "Сделано на Дону", я специально выбирал продукты этого бренда - их там пока немного, но уже это мне было очень приятно. Люди заинтересованы, они очень хотят покупать деревенские, экологически чистые продукты, чтобы все было свое. Мы думаем, что должна быть минимальная сеть, мы готовы сами заняться ее созданием и организацией работы, но, конечно, все должно осуществляться при поддержке государства. Сейчас есть программы, направленные на поддержку коопераций, они разрабатываются. Но у нас в этом отношении очень большие амбиции - накормить страну".

Больше интервью с региональными предпринимателями - здесь.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Нашему фермеру пытаются рассказывать про IoT, а он, бедный, как белка в колесе крутится»
  2. 2 От загонов до тарелок: как небольшому фермерскому хозяйству попасть на полки супермаркета
  3. 3 Цифровая перезагрузка: пять шагов, которые решат проблемы фермеров
  4. 4 «Фермерство — это не грязная работа». Как подростки из Псковской области зарабатывают на молоке
  5. 5 На AgroCode Conf обсудят, что ждет AgroTech в 2024 году