Профессор IE Business School о том, почему идея - не главное в предпринимательстве
Ньютон Кампос, профессор по предпринимательству в мадридской бизнес-школе IE Business School, написал книгу The Myth of the idea, в которой он исследует, почему большинство идей начинающих предпринимателей ни на что не годятся; что скорее приведёт к успеху: имеющаяся идея и поиск ресурсов под неё или имеющиеся ресурсы и поиск идеи под них; как с помощью несложного логического анализа практически каждый может начать собственный бизнес.
Фото: Facebook
- На обложке вашей книги изображена сгоревшая лампочка. Это символ того, что идея не нужна?
- В своей книге я рассуждаю о том, что идея переоценена в предпринимательстве и процессе инноваций. Существуют другие более релевантные аспекты, нежели идея – я фокусируюсь больше на способности команды выполнять то, что она декларирует, а также на доступности различных видов ресурсов: денег, контактов, знаний, навыков, подлинной страсти и увлеченности и некоторых характеристиках команды, продукта, которые делают его легче для инноваций.
Фото: Facebook
Если у вас есть доступ к ресурсам, у вас есть возможность для реализации, а осуществляя задуманное, вы способны тестировать новые возможности. И каждый, кто способен тестировать, должен это делать. Если вы способны тестировать новые возможности продукта, вы на рынке в гораздо лучшем положении для инноваций. Мы изучаем предпринимателей уже не один десяток лет и выяснили, что большинство известных бизнесменов – это белые, мужчины, относящиеся к более высокому социальному классу. Я не говорю, что это плохо, лишь констатирую факт. У них больше возможностей для инноваций.
- О каких предпринимателях вы говорите?
- Медиа и мы сами посредством социальных сетей создаем героев, которые достигли чего-то значительного, имея ограниченные ресурсы. Это теория (The capable people’s journey) о том, что нам нравятся истории героев, потому что мы видим себя в этих героях, мы все хотим жить в более совершенном мире, более достойно, поэтому наделяем их сверхъестественной силой. Мое мнение – это наше отражение. Предпринимателей рассматривают как героев, тогда как они обычные люди. Большинство предпринимателей лишь распорядились имевшимися в их распоряжении ресурсами. Я же изучаю тех предпринимателей, которые делали интересные вещи, имея ограниченные ресурсы: какой вид ресурсов они использовали, когда доступ ограничен, как они внедряли инновации.
- Кто же герой для вас?
- Для меня настоящие герои – это люди, которые способны создать организацию, не причиняя вред другим – например, не загрязняя окружающую среду. Предприниматель – это необязательно приятная личность по определению, но это новатор, который оказывает влияние на общество.
- Кто вас вдохновляет?
- Ученые, которые изучают капитализм. Например, отцы предпринимательства – Йозеф Шумпетер, другие ученые, которые изучали взаимосвязь между социальными связями и предпринимательством. Из предпринимателей это Ричард Брэнсон, а также основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, потому что с момента создания компании им приходилось много внимания уделять свободе.
- Что вы думаете о предпринимательстве в России?
- На моих занятиях в бизнес-школе мы разбираем кейсы из развивающихся стран (Мексики, Пакистана, Китая, России, Бразилии). Я могу выделить несколько аспектов, характерных для всех развивающихся стран (бюрократия, неформальные связи, налоги, недостаток квалифицированных кадров, коррупция, неразвитая инфраструктура). Позитивный момент в том, что все предприниматели сталкиваются с одними и теми же препятствиями. Негативный момент – у них нет возможности уделять много времени команде, продукту, рынку и т.д. В России предпринимателям приходится работать в 2-3 раза усерднее, чем в развитых странах. Кроме того, есть еще следствие менталитета – в России, если вы начали бизнес и прогорели, вас будут рассматривать как слабака, поэтому у многих людей существует страх начинать что-то. Однако инновационный парадокс состоит в том, что в условиях, когда бизнес начинать сложнее, конкуренция меньше. Кроме того, зачастую именно негативные условия создают возможности для бизнеса. И наоборот: чем больше ресурсов у вас есть, тем более неэффективным вы становитесь – это сейчас легко заметить по большим корпорациям, поэтому они вынуждены инвестировать в стартапы. Если бы меня попросили в одном предложении сформулировать, что такое предпринимательство, я бы сказал, что это делать больше, прикладывая как можно меньше усилий. Это одна из положительных сторон капитализма.
Кроме того, для развивающихся стран характерно такое явление, как бережливые инновации. Например, в России или Бразилии по сравнению с США очень плохо работает мобильный интернет 3G – поэтому разработчики мобильных приложений принимают это во внимание, когда пишут код, чтобы пользователю не приходилось скачивать что-то тяжелое. Американский разработчик просто об этом не задумывается. Неразвитая инфраструктура ведет к бережливым инновациям. Кроме того, в развитых странах всё включат в цену продукта, но в развивающихся странах нельзя включать это в цену – его просто никто не купит.
Относительно российских предпринимателей мне запомнился один кейс – он касается доверия. Когда произошла девальвация рубля, основатель сети супермаркетов "Лента" думал о том, как сделать так, чтобы его бизнес выжил – ему пришлось лично просить каждого из поставщиков о том, что он рассчитается в течение 5 лет, и то же самое с каждым из покупателей – смогут ли они заплатить в течение года. Это кейс о ценности личности.
- А как бы вы охарактеризовали российских студентов?
- В каждом наборе у меня по 2-3 человека из России. Это студенты не только из Москвы, из разных городов. Не все из них трудоголики, как и бразильцы, где-то 50 на 50 (тогда как 99% индийских студентов - трудоголики). Кстати, мой курс не является обязательным предметом, это факультатив, и многие россияне выбирают его. Я бы сказал, что они очень обеспокоены правилами и пытаются узнать как можно больше о том, как это устроено в других странах, плюс они пытаются найти лучшие места в мире для бизнеса и выяснить все правила игры, особенно неформальную сторону. В основном это менеджеры среднего звена, им по 31-32 года. После окончания примерно половина обычно остается в Европе – это, в принципе, нормальная практика для выпускников международных бизнес-школ. Половина студентов возвращается в Россию.
- Как вы думаете, нужно ли нам такое количество предпринимателей? Если все вокруг будут предпринимателями, кто будет заниматься простым трудом?
- Автор теории "Великой трансформации" Карл Поланьи сказал, что под давлением капитализма каждый из нас стал компанией. Теоретически в будущем 10 млрд населения Земли будут представлять 10 млрд компаний. Если вы уборщица, вы будете клининговой компанией. Капитализм учит нас материализовать все и определять цену всего.
- Таким образом компании в сегодняшнем виде перестанут существовать?
- Это будут ассоциации компаний, но это в очень далеком будущем. В следующие 10-20 лет появится самое высокое количество возможностей для предпринимательства в истории капитализма, а вот после этого внедрять инновации станет сложнее, потому что информация станет слишком доступной. Мы сможем просто копировать продукты. Если этот продукт не существует в нашей стране, я могу его скопировать его. Инновациями будут заниматься роботы.
- Вы говорите о сингулярности? Вы верите в нее?
- Чем больше информации мы способны воспринять, тем мы умнее. Это мой прогноз – то, что я думаю сегодня. Может быть, через 5 лет я передумаю.
- На рынке труда особенно в развитых странах остро ощущается кризис – многие молодые европейцы после окончания университетов годами сидят без работы, в 30 лет они работают официантами. Что им следует делать? Начать думать о себе как о компании?
- Да, у меня много таких друзей. Им следует составить карту своих ресурсов, которые они могут использовать для внедрения инноваций – список из 50-60 ресурсов. Это могут быть знания языков, навыки программирования, торговли и т.д. – и оценить стоимость каждого ресурса, а из них выделить топ-10 ресурсов. Или они могут использовать эти ресурсы для участия в инициативе другого человека. Когда вы открываете компанию без продукта, вы полагаетесь на то, в чем вы хороши. Так было в моем случае: когда я открыл свою компанию, я не знал, чем конкретно буду заниматься – знал лишь сферы (образование и технологии (EdTech), потому что я в этом разбираюсь. Мой бухгалтер поинтересовался, чем мы планируем заниматься – для регистрации бизнеса ему требовалось это указать в документах. Я сказал, что какой продукт создавать, мне подскажет рынок. Я решил, что моя компания будет инвестировать в стартапы в этой сфере и уже вложился в 2 проекта.
Я часто сталкиваюсь с тем, что мои студенты говорят: "Я хочу заниматься технологическим предпринимательством, но я понятия не имею о том, как это делать". Выясняется, что семье студента принадлежит сеть супермаркетов. "Почему вы не хотите работать в семейном бизнесе? – Я не хочу быть как мой отец. - Но вы же можете попробовать какие-то технологические вещи внедрять в ваших супермаркетах!". Люди слишком одержимы крутыми идеями вместо того, чтобы просто делать, выполнять задуманное, и теряют возможности, когда не используют свои ресурсы.
- Если в будущем мы все будем предпринимателями, то, вероятно, вырастет спрос на бизнес-образование?
- С одной стороны, да, но с другой стороны, и предложение знаний тоже вырастет – весь контент лучших университетов станет доступным (это уже происходит). Но, по моему прогнозу, лучшие бизнес-школы всегда будут в спросе. Во многом этому как раз будет препятствовать неразвитость инфраструктуры (того же интернета). В будущем вы сможете учиться у профессоров, которые на пенсию живут на Карибах – это уже сейчас практикуется при изучении языков. В США огромное количество пенсионеров преподают английский по Skype – и вот как раз по ним мы можем проследить, как каждый из них стал самостоятельной компанией.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Founders’ Mondays приглашает на встречу в Москве
- 2 «Это нормально и даже полезно»: резидент «Сколково» научился печь хлеб из мух
- 3 «Эволюционируй, если сможешь»: как Pre-IPO спасает технологический бизнес в России
- 4 Что узнать о компании, прежде чем инвестировать? Примеряем роль Шерлока Холмса для проверки IT-стартапа
- 5 Открыта регистрация на премию для технологических проектов Startech.Awards
ВОЗМОЖНОСТИ
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
29 апреля 2024