Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Президент финской Martela: "Все остальные спят, по сравнению с Москвой"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

RB.ru поговорил с Хейке Мартела, президентом компании, сделавшей знаменитый офис для "ВКонтакте" в доме Зингера

Президент финской Martela: "Все остальные спят, по сравнению с Москвой"
Привычные офисы, в которых у каждого сотрудника есть свое неизменное рабочее место, уходят в прошлое. И это не погоня за модой и "прогрессивностью" - это требование времени, требование бизнеса. Идею activity based офиса внедряют компании в разных странах мира и в разных сферах деятельности. О том, что это за концепция, что ее характеризует и чем она интересна компаниям, RB.ru попросил рассказать топ-менеджеров одного из крупнейших в странах Скандинавии производителей офисной мебели Martela - президента Хейке Мартела и вице-президента Вели-Матти Саво.

Среди прочего, activity based офисы характеризуются меньшей по сравнению с традиционными площадью, персонализацией, гибкостью и мобильностью, отказом от рабочих мест типа station, учетом типа деятельности каждого сотрудника команды (от этого сильно зависят планировка и оформление). Вместо одного рабочего места сотрудник получает сразу несколько и может выбирать.

- Хейке, скажите, пожалуйста, действительно ли в корпоративном мире наблюдается эта тенденция перехода офисов к типу activity based?

Хейке Мартела (Х. М.): - Activity based офисы - моя любимая тема. Впервые я столкнулся с ней около 10 лет назад - примерно тогда мы поняли, что это тенденция. Мы увидели, что рабочие места становятся очень гибкими, подвижными, они начинают меняться. В конце 90-х это был настоящий тренд среди телекоммуникационных компаний, вроде Ericsson. И вот полтора-два года назад мы заметили, что эта тенденция восстановилась. То есть как идея она сформировалась больше 10 лет назад, потом пошла на спад, а сейчас мы видим воплощение целого ряда офисов, которые используют концепцию activity based. Сейчас, например, у нас есть контракт с крупнейшим банком в северной части Европы. Они радикально изменили свой подход к организации офисного пространства. В конце этого - начале следующего года тысячи сотрудников этого банка переедут в новый офис. Данная тенденция в принципе в первую очередь касается тех компаний, где много так называемых "белых воротничков", людей менеджерского типа, - банки, финансовые и IT-компании. В общественных и административных учреждениях это также становится популярнее.

- Неужели представители таких консервативных сфер, как банки и финансы, тоже становятся приверженцами activity based? То есть не только такие "продвинутые" компании, как в IT-секторе, выбирают эту концепцию?

Вели-Матти Саво (В-М. С.): - Здесь вопрос не в инновационности, а в потребности привлечь максимально компетентный персонал в компанию. Это характерно не только для сферы высоких технологий, но и для банков в том числе. Двигатель - желание заполучить к себе талантливых молодых людей. Банки и финансовые компании сильно заботятся об эффективности своей работы, поэтому им нужен лучший персонал и лучшие рабочие пространства. Кроме того, activity based позволяет сократить используемую офисную площадь на 20% без каких-либо неудобств. Во-первых, сотрудники работают в интересном, креативном офисе, а во-вторых, с финансовой точки зрения, - это отличный метод экономии.

Нынешние молодые специалисты - это представители совершенно другого поколения, они не только в IT-сфере, они повсюду. А activity based офис - это далеко не только пространство, это система мышления менеджмента. Отмирает необходимость контролировать время работы, выдавать задания. Конечно, и в Европе, и в России еще есть менеджеры "старого стиля", которые просто физически не могут отдать эту власть. Им кажется, что если подчиненные начнут работать из дома, то они потеряют контроль. Это, в первую очередь, психологическая проблема - она есть во всех странах. И activity based работает только тогда, когда есть "правильный" менеджмент. Здесь нет компромиссов - либо нужно целиком окунуться в это, либо оставаться со старыми концепциями. Практически невозможно сделать резкий прыжок - нужно поэтапно трансформироваться.

Х. М.: - В Швеции есть одна административная организация, которая занимается управлением несколькими церквями. В ее развитии был момент, когда от предельной консервативности она перешла к activity based. Они решили, что должны быть современными, вдохновлять людей работать у них.

- То есть компании не просто следуют моде, а понимают пользу и выгоду от activity based?

Х. М.:  Разумеется. И дело даже не столько в экономии средств и экономии пространства - activity based, прежде всего, вдохновляет людей. Это более важно - это принципиально иной способ работы с персоналом, в нем больше доверия. И это возможность получить лучших сотрудников. Это не мода, это эффективность. Парадоксально, но иногда компании могут потратить массу средств на техническое оснащение офиса, но при этом работать в традиционном окружении, за старыми столиками. Это немного странно. Если проводятся обновления в одном аспекте, нужно провести их и в другом. И если движение началось, то уже невозможно остановиться, невозможно вернуться обратно к старому стилю управления.

В-М. С.: - Дать сотрудникам возможность поработать в таком офисе - это практически все, что нужно. Они не захотят возвращаться к прежним принципам.

- Что конкретно хотят компании, которые принимают для себя концепцию activity based? Что нужно, чтобы внедрить это?

В-М. С.: - Компании, желающие внедрить концепцию activity based, обычно уже много знают об этом, у них есть архитекторы, которые им помогают. Мы, например, создаем план реализации, и здесь есть несколько задач. Необходимо провести исследование персонала - мы пытаемся изучить компанию изнутри, разобраться в типах активности людей и после этого предлагаем решения. И это то, что нельзя сделать один раз, а потом забыть об этом. Невозможно построить идеальный офис, который будет таким еще долгое время потом. Это процесс, с помощью которого постоянно учишься, меняешься, вносишь какие-то коррективы. Мы поняли это на опыте нашей штаб-квартиры в Хельсинки. Вначале некоторые сотрудники не захотели расставаться со своими рабочими столами. Только спустя некоторое время они осознали, что получили гораздо больше возможностей, чем у них было до этого. Но для этого пришло время. Поэтому нельзя в один момент изменить планировку офиса - сначала нужно обсуждать перемены со всеми сотрудниками или представителями отделов. Нужно понять типы активности, объемы занятости - без этого нельзя предложить какие-то планировочные решения, повлиять на эффективность работы.

В activity based обязательно должна быть так называемая публичная зона, где можно собрать много людей, провести какие-то события и мероприятия. Это должно быть достаточно свободное открытое пространство. Должны быть зоны, где можно встретить клиентов или партнеров. И обязательно должны быть "частные" территории, куда нельзя пускать посторонних, которые нужны, чтобы сосредоточиться, сконцентрироваться, максимально погрузиться в рабочий процесс. Эти зоны должны четко прослеживаться. Некоторые компании ассоциируют activity based с чем-то шумным и веселым, но это не так. Зонирование необходимо.

- Какие российские компании уже внедрили у себя эту концепцию?

В-М. С.: (Смеется.) - Наш офис в Москве - полностью activity based. Еще много коворкинговых компаний. Люди, которые формируют коворкинговые пространства, очень часто  заказывают у нас не рабочие столы, а некие мобильные решения, которые можно перемещать из одного помещения в другое.

Вообще я очень многого жду в этом смысле от Москвы. Москвичи - довольно необычные люди, они не проходят все этапы развития шаг за шагом, как это обычно бывает в других странах, а сразу берут самое лучшее. Москва - удивительный город, где есть все самое свежее, самое актуальное.

- У Martela есть проекты и в Петербурге. А в России имеет место противостояние двух столиц. Что вы можете сказать о Санкт-Петербурге в этом смысле? Сильно ли отличаются петербургские проекты от московских?

В-М. С.: - Да, различий много. Москва - быстрый город, я думаю, Москва развивается быстрее всех в мире.

Х. М.: - Все остальные спят, по сравнению с Москвой.

В-М. С.: - Конечно, и Петербург - активный город, но не такой, как Москва. Он более традиционный. И эти культурные различия отражаются на бизнесе. Но на языке activity based мы говорим везде.

- Возможно, есть какой-то проект, какой-то офис, который вам лично больше остальных нравится в плане реализации концепции activity based?

Х. М.: - Лучший проект - это всегда следующий офис, над которым мы будем работать. (Смеется.)

В-М. С.: - Я думаю, что из российских компаний лучший офис у "ВКонтакте" в Санкт-Петербурге, в доме Зингера. Стоит только войти в него, и сразу становится понятно, как сильно он вдохновляет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Снижаем уровень стресса в офисе: лопаем «пупырку» и чилим в гамаках
  2. 2 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  3. 3 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
  4. 4 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  5. 5 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG