Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Половина российских менеджеров готова уйти в стартап

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Ward Howell совместно с Российской венчурной компанией выяснили, чем привлекает людей стартап

Половина российских менеджеров готова уйти в стартап

Компания Ward Howell совместно с Российской венчурной компанией провела исследование, посвященное отношению профессиональных менеджеров кинновационно-технологическим стартапам. База респондентов включала клиентов и кандидатов Ward Howell, в том числе миллионеров. По данным исследования, среди них были как владельцы собственных бизнесов, имеющие опыт запуска стартапов, так и корпоративные управленцы.

Результаты исследования оказались неожиданными: более половины опрошенных российских менеджеров готовы перейти на работу в стартап уже в течение года, видя в такой траектории своей карьеры не только (и не столько) возможность увеличения доходов, сколько способ профессиональной самореализации.  Лишь четверть профессионалов, ответивших на вопросы,  не рассматривают стартапы как вариант продолжения карьеры.

Согласно полученным результатам, 60% респондентов имеют управленческий опыт работы в стартапе. Около 5% имеют неуправленческий опыт работы в стартапе. Остальные 35% подобного опыта не имеют.

 

Больше половины участников опроса подтвердили интерес к переходу на работу в стартапы, однако среди отдельных категорий российских менеджеров интерес к стартапам выше, чем среди других. Статистически наиболее значимым фактором, определяющим готовность пойти работать в венчурный проект, является уже имеющийся опыт работы в стартапе: среди тех, кто им обладает, вновь в стартапы уже в течение ближайшего времени готовы перейти свыше 60% менеджеров.

Среди ранее не работавших в стартапах лишь немногим более 40% считают такой путь приемлемым для себя уже в ближайшее время. Учитывая, что около 90% из имевших опыт работы в стартапах оценивают его как полностью успешный или в целом успешный, неудивительно, что большинство стремится туда снова: среди оценивших свой опыт в стартапе как успешный, свыше 70% готовы перейти в стартап уже в течение года. Свой опыт работы в стартапе как неуспешный оценивают всего лишь 0,44 % респондентов.

При этом в 80% случаев респонденты назвали свой опыт в стартапах интересным, в 64% – полезным. В 10 % случаев такой опыт был оценен как слишком рискованный, в около 1% случаев - как трата времени, а в 2% - как тяжелый или стрессовый.

Кроме того, существенно больший интерес к стартапам проявляют менеджеры старше 40 лет: в среднем, в этой группе интерес к стартапам на 12% выше, чем среди более молодых коллег – на уровне более 60%. Отраслевая дифференциация показывает, что больший интерес к стартапам демонстрируют менеджеры из фармацевтики, высокотехнологических отраслей, сектора услуг, а также добычи и переработки природных ресурсов. В среднем почти 70% менеджеров этих отраслей старше 40 готовыперейти на работу в стартапы в течение ближайшего года.

При этом больший интерес к стартапам проявляют профессионалы с уровнем доходов меньше 80 000 долларов в год. Более 60% входящих в данную группу профессионалов подтвердили свою готовность перейти в стартапы в течение ближайшего года. Также необходимо отметить, что среди респондентов с уровнем дохода более 300 000 долларов в год наиболее часто встречающимся ответом стала готовность уйти в стартап в течение года. Это отражает адекватный и реалистичный горизонт планирования.

В числе выявленных в ходе исследования особенностей российских менеджеров интересным представляется, что в стартапы в большинстве случаев готовы переходить люди, обладающие не каким-то особым знанием, а, скорее, специфическим жизненным опытом. Так, большую склонность идти в стартапы продемонстрировали те, у кого есть зарубежное бизнес-образование. При этом опыт работы в нескольких компаниях за рубежом, многочисленные кросс-функциональные и кросс-индустриальные переходы скорее негативно сказываются на готовности менеджеров идти работать в стартапы. Однако, респонденты, имеющие опыт кросс-функциональных и кросс-индустриальных переходов, значительно чаще соглашались принять участие в исследовании и заполняли анкету. Среди отказавшихся принять участие в исследовании абсолютное большинство не имеет подобного опыта. Следовательно, аудитория с таким опытом более разносторонняя и оппортунистичная, и, несмотря на то, что в данный момент такие люди реже готовы переходить в венчурные проекты, именно они могут стать благодатной почвой для активного информирования о возможностях в венчурной индустрии.

Мотивация

Сильный интерес российских менеджеров к профессиональной работе в стартапе имеет под собой несколько ключевых оснований, явно выделяющихся среди других причин. Неожиданным оказался факт, что стремление заработать больше, чем в корпоративном секторе, не является главным мотивирующим фактором. Главными стимулами для перехода в стартап стали самореализация (ее отметили немногим менее 80% респондентов, подтвердивших готовность перейти работать в стартап в течение ближайшего года), а также возможность стать собственником, а не наемным менеджером. Таким образом, ключевой причиной стремления российских менеджеров встартапы является именно желание добиться чего-то большего, стать предпринимателями, а не только увеличить объем доходов.

Углубленный анализ показывает, что стремление увеличить заработки больше свойственно для менеджеров среднего уровня, чем для топ-менеджеров и руководителей компаний. Различие в мотивации особенно явно воспринимается через призму возрастных категорий: переход в стартап ради более высокой компенсации заметно более популярен среди менеджеров до 40 лет, чем среди их более опытных коллег (в среднем разница на уровне 15-20%). По всей видимости, речь идет о менеджерах, испытавших первый серьезный барьер в постоянном увеличении уровня ответственности и компенсации: дальнейший корпоративный рост для них подразумевает уже включение в состав топ-менеджеров, а потому более быстрым путем может стать «диагональный» рост через стартап.

Исключением является группа менеджеров до 30 лет, среди которых монетарная мотивация также не является доминирующей. Причиной этого явления представляется тот факт, что для многих из них развитие в рамках большой корпорации может быть более надежным путем увеличения компенсации, и готовность перейти в стартап вряд ли может иметь под собой именно желание зарабатывать больше.

Функциональная стратификация по желаемым доходам представляется менее заметной, но является, тем не менее, существенной. Одни из самых высоких компенсационных ожиданий, предсказуемо, у первых лиц российских компаний: среди готовых пойти работать в стартапы генеральных директоров средняя величина минимальной гарантированной компенсации составляет свыше 210 000 долларов США в год, тогда как средний минимальный негарантированный доход для этой категории приближается к трем четвертям миллиона. Вместе с тем, существенно более низкие медианные показатели (150 000 и 260 000 соответственно) показывает существенную дифференциацию между запросами руководителей российских компаний.

Между тем, менеджеры в финансовой сфере в среднем требуют более высокий уровень гарантированных и совокупных доходов. Так, медианные показатели минимальной гарантированной компенсации для этой группы такие же (150 000), а средняя величина составляет почти 250 000. При этом средний объем минимальных совокупных доходов лишь немного не дотягивает до миллиона долларов в год (медианное значение – 380 000).

Однако менеджеры-финансисты в среднем дольше, чем представители других функциональных направлений готовы ждать, пока их доход в стартапе достигнет желаемого уровня в случае получения доли в капитале (почти 60% готовы ждать два-три года, а 17,5% - четыре года и больше).

Менеджеры в области маркетинга в среднем готовы перейти на работу в стартапы за гарантированное вознаграждение в размере около 180 000 в год (медианный показатель – 150) и суммарное в размере чуть больше 400 000 (при медиане в 250 000).

Специалисты в области управления человеческим капиталом в целом характеризуются меньшими компенсационными ожиданиями: в среднем 160 000 в год минимальный гарантированный доход и около 335 000 – суммарный (медиана 120 000 и 200 000 соответственно).

От присоединения к стартапу менеджеров останавливает в основном удовлетворенность своей карьерой (около 50% респондентов). Риск неудачи останавливает 16% респондентов. Низкая компенсация является останавливающим фактором для 14%. Еще 7% рассматривают стартап как дауншифтинг для себя, хотя одной из гипотез было большое значение именно этого фактора среди демотивирующих. Интересно, что 5% респондентов не готовы войти в стартап, так как в настоящий момент заняты другим стартап-проектом.

Примеры успешных менеджеров стартапов

В одном из вопросов анкеты респондентам предлагалось указать фамилии тех представителей российского бизнеса, которых они могли бы назвать успешными менеджерами стартапов.

Респондентами был назван широкий круг российских бизнесменов, чьи фамилии так или иначе были на слуху в последние 5-10 лет. Тем не менее, среди ответов удалось выделить довольно узкую группу фамилий, которые упоминались наиболее часто,и следовательно, которые непосредственно ассоциируются у представителей различных функций и индустрий с успешными менеджерами стартапов. 

В ответах можно проследить несколько тенденций:

1) Среди наиболее часто упоминаемых представителей российского бизнеса в основном оказались предприниматели (в первой десятке лишь одного человека, Анатолия Чубайса, можно назвать профессиональным менеджером).

2) Среди топ-15 самой часто упоминаемой категорией были основатели крупнейшихИнтернет-проектов (Darberry, Yandex, Mail.ru, Вконтакте). Это может быть связано с тем, что в первую очередь понятия венчурных стартапов и инновационных проектов ассоциируются у менеджеров именно с новыми медиа, с Интернет-технологиями.

3) При этом с большим отрывом от всех прочих фамилий лидировал Чичваркин, основатель Евросети, что определенным образом характеризует восприятие успешности и таланта среди многих российских менеджеров и говорит о необходимости активного продвижения образа созидательного, инновационного предпринимателя, нацеленного на создание нового, полезного продукта.

4) Среди самых популярных ответов присутствуют люди, относящиеся к различным сферам российского бизнеса, действительно запустившие масштабные и успешные проекты с нуля, а также те, кто капитализировал на конъюнктуре 90-х.

5) Также необходимо отметить один из интересных результатов качественного анализа единичных ответов в свободной форем, полученных во время устных бесед. Один из комментариев был следующим: "весь российский бизнес - это большой стартап". 

Руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI Алена Владимирская отмечает, что хотеть работать в стартапе и реально пойти работать в стартап - это все-таки две большие разницы. "Управленцы в возрасте 40-45 лет", о которых говорится в исследовании, как правило, при слове "стартап" представляют себе начинающийся бизнес, большие перспективы, максимум полномочий и качественного инвестора со всеми вытекающими в виде хорошего офиса, крупных сумм и пр. Только это никак не соответствует действительности, - заявила она в разговоре с RB.ru. - Нет, конечно, такие стартапы бывают, но крайне редко".

Почти все вакансии в стартапы из сферы Интернета, digital и IT проходят через PRUFFI, продолжает она. И 90% их обещают кандидату даже не зарплату, а опцион, "долю в бизнесе", а если и зарплату, то сильно меньшую, чем ту, на которую рассчитывает кандидат. "Поэтому когда мы реально выходим с такими вакансиями на ту категорию интересующихся работой в стартапах, о которой говорится в исследовании, то моментально получаем от кандидата отказ", - отмечает эксперт.

"Справедливости ради, стоит сказать, что, разумеется, есть и другая категория вакансий - в стартапах, которые изначально привлекли крупные инвестиции", - успокаивает Владимирская. Однако тут тоже не все так просто. В первую очередь, в таких стартапах инвесторы подбирают CEO не столько по профессиональным качествам, сколько по личному знанию. Иными словами, найма на позиции CEO в качественно инвестированные стартапы практически нет. Найм в них идет на вторые, третьи, четвертые позиции. Вот только они совершенно не готовы брать на подобные позиции людей 40-45 лет. И пусть это особо не афишируется, но это факт. "Практически все вакансии product directors или директоров по маркетингу, в требованиях по возрасту указывают 28-35 лет. А эта возрастная категория в стартапы идут не очень активно", - отмечает она.

В итоге получается, что те, кого инвесторы хотели бы видеть на вторых, третьих, четвертых позициях в "подшефных" стартапах, особо туда не торопятся. А те, кто готов был бы занять эти должности, маловостребованы. "По мнению инвесторов, специалисты 40-45 лет менее мобильны, сложнее адаптируются к новым условиям и привыкли работать по косным схемам прошлого. А любой перспективный стартап - это всегда история про будущее", - резюмирует она.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Алена Владимирская — о том, как выбрать между карьерой и личной жизнью
  2. 2 Алёна Владимирская рассказала, как изменится рынок труда в скором будущем
  3. 3 Поиск инвестора: с чего начать?
  4. 4 Биотехнологов испортил кадровый вопрос?
  5. 5 5 советов по нетворкингу для интровертов
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список