Архив rb.ru

Почему треть российских компаний в этот кризис сокращает зарплаты, а не людей? Объясняют эксперты

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Если в начале этого года российские компании не планировали прибегать к решительным мерам вроде сокращения зарплат сотрудникам, то начало второго квартала внесло коррективы в их намерения.

Почему треть российских компаний в этот кризис сокращает зарплаты, а не людей? Объясняют эксперты
Присоединиться
Согласно опросу "Банка данных заработных плат HeadHunter", в начале года не планировали изменений по зарплате 47% компаний, к середине весны их по факту осталось 40%. Тех, кто хотел увеличить работникам зарплаты, тоже стало меньше к апрелю. Мы попросили экспертов рынка труда сравнить ситуацию с другим памятным кризисом 2008-2009 годов, рассказать, насколько долгосрочным будет этот тренд и почему он возник. Ведь в марте представители министерств экономического развития и финансов заявляли, что российская экономика адаптировалась к новым экономическим условиям, а пик негатива - пройден.


Фото: Fotoimedia

29% компаний пересмотрели свои намерения касательно точечных оптимизаций окладов - в начале года об этом задумывались около 21% респондентов. Хуже всего, по данным HeadHunter, дела с зарплатами обстоят сейчас в сфере производства - они снизились в 55% компаний, тогда как в январе-феврале снижение планировали только 38% опрошенных. Не слишком радужно положение дел и в продажах - в 62% компаний (вместо 47%) снижаются зарплаты. Экономия, говорится в результатах исследования, достигается за счет рядовых сотрудников.

Были пересмотрены и масштабы сокращения окладов. Организаций, урезавших оклады на 20-30%, оказалось 17%. Более чем на треть урезали зарплаты в 14% компаний. В сфере медиа и маркетинговых коммуникаций не нашлось ни одной компании, которая увеличила бы зарплату своим сотрудникам. От сокращения зарплат пока отказываются в основном компании из сегмента IT и телекоммуникаций, но, как отмечают представители этих компаний, только пока. Важно, однако, отметить, сравнивая два исследования, что в начале года в опросе поучаствовали 719 компаний, а весной - 481, что, конечно, влияет на показатели.

Галерея

Галерея


По мнению заместителя генерального директора по работе с профессиональным сообществом холдинга АНКОР Татьяны Баскиной, в кризис 2008-2009 годов владельцы бизнеса и менеджеры вынуждены были предпринимать оптимизационные действия очень быстро, причем многие из них не имели такого опыта.

"Каждый действовал в меру своего понимания оптимизации. Сокращали и численность персонала, причем порой необдуманно увольняя эффективных сотрудников, которые потом переходили к конкурентам. Уменьшали зарплаты, изменяли систему бонусов, "резали" соцпакеты - в общем, кто во что горазд. Рынок в 2009 году начал довольно быстро восстанавливаться, а одним из его положительных следствий стало приобретение руководителями навыков операционной и финансовой оптимизации в кризис. Теперь эта генерация менеджеров готова была бы использовать свой опыт по назначению, однако специфика нынешней ситуации на рынке труда и в экономике в целом заключается в том, что шаблоны и кальки не работают. Даже самое эффективное решение, спасшее компанию 7 лет назад, не обязательно сработает сегодня. Многие руководители это поняли. Один из уроков: в 2014-2015 годах владельцы бизнеса стараются сохранить самое ценное - свои лучшие кадры, направляя секиру оптимизации на другие направления. Это очень мудро, хотя, конечно, требует от компаний определенной финансовой "подушки", задела на будущее", - рассуждает эксперт.

"Сокращение зарплат сложно назвать трендом любого кризиса. Если говорить о 2008, то скорее сокращали сотрудников, причем эти сокращения проходили в три волны, сокращали даже ключевых сотрудников. Кризис этого года несколько отличается: массовых сокращений не наблюдается, к процессу сокращения затрат подходят более гибко. Если говорить о сокращении расходов на персонал, то в данном случае речь в большинстве своем идет о сокращении социального пакета, сокращении выплат путем сокращения рабочего дня или бонусных схем", - добавляет руководитель направления "Подбор постоянного персонала" Coleman Services Олеся Мурашова.

Еще квартал тому назад, отмечает Татьяна Баскина, представители бизнеса и государства согласились, что нынешняя турбулентная ситуация труднопредсказуема, никакие ранее утвержденные стратегии не работают, возможно лишь краткосрочное планирование, а значит, необходимо ориентироваться по обстановке. Но такая "шустрость" мгновенно не вырабатывается - в любых процессах присутствует инертность. И чем крупнее компания, тем тяжелее ей даются развороты и оперативная перестройка тактики и стратегии. "Поэтому можно сказать, что такие данные лишь отражают тот факт, что с точки зрения экономических показателей кризисные явления только начинают настигать бизнес и выражаться в цифрах. А позитивные сигналы, если они подтвердятся на практике, проявятся в статистике не раньше, чем через полгода", - резюмирует эксперт.
Олеся Мурашова соглашается с тем, что делать долгосрочные прогнозы еще рано. "Мнения экспертов в области экономики и финансов в этом вопросе разнятся: кто-то говорит только лишь о начале кризиса (эта мысль была основной на прошедшей 9 апреля HR конференции Ассоциации Европейского Бизнеса), кто-то смотрит на ситуацию более оптимистично. Однако мы можем с уверенностью сказать, что бизнес все еще занимает выжидательную позицию и не спешит кардинально пересматривать условия для своих сотрудников", - рассказывает эксперт.

Также с конца января по конец марта 2015 года компания Coleman Services провела исследование, посвященного этой же теме. В нем приняли участие 1740 человек. Аналитики выяснили следующее. 65% респондентов рассматривают возможность сменить работу в 2015 году. 14% опрошенных отметили тот факт, что в их компаниях уже проводятся сокращения. 41% сообщили о том, что сокращение персонала в их компаниях предстоит. Индексация заработанных плат в этом году не запланирована в компаниях 49% респондентов. Очевидно, что эти данные сильно перекликаются с результатами исследования компании HeadHunter.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»