Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Первый миллионер СССР: "Мне предложили прожить ещё одну жизнь"

Архив rb.ru

Артем Тарасов о новых проектах, старых проблемах и первом миллионе

Первый миллионер СССР: "Мне предложили прожить ещё одну жизнь"

   Когда-то Артем Тарасов поразил воображение советских телезрителей зарплатой в 3 млн советских рублей. Сегодня миллионными зарплатами никого не удивишь, а на фоне «золотой сотни Forbes» Тарасов смотрится чуть ли не как музейный экспонат, обломок безвозвратно ушедшей эпохи. Современные русские миллиардеры стараются как можно меньше «выламываться» из окружающей их действительности, а Тарасов и в предпенсионном возрасте все тот же: авантюристичен, склонен к эпатажу, с неистощимой детской верой в силу завиральных замыслов и сумасшедших идей.

Что вы почувствовали, когда заработали первый миллион?

Ничего не почувствовал - весь миллион я раздал на зарплаты. Люди получали по 120-130 руб. в месяц, а тут я им дал по 30 000. Решение было осознанное, да и миллион был осознанным: я его получил не за одну сделку, не нахрапом, мы его накопили за длительное время, продавая софт. Именно разработчики этого софта, научные сотрудники, которых я переманил из НИИ в свой кооператив, и получили эти деньги. Теперь эти ребята - звезды Силиконовой долины. Чего стоит Женя Веселов, который придумал не только знаменитую программу «Лексикон», но и язык «Мастер», на котором он ее написал, язык, остающийся уникальным по сей день. Антон Чижов из той же когорты: его перу принадлежит программа мониторинга системы среднего образования США. Их эти деньги свели с ума (12 000 руб. стоил «Мерседес»), но не испортили. И я считаю, что правильно тогда сделал - ко мне потянулось еще больше талантливой молодежи. Например, Витя Вексельберг, знаете такого?..

Всю свою предпринимательскую жизнь вы имели неприятности с «органами». Согласны ли вы с тем, что КГБ сегодня правит Россией?

Я думаю, это так. В 1990 г. я предложил: в КГБ сидят профессионалы со знанием языков и западных реалий, делать им нечего, давайте переучим их на менеджеров за счет Союза кооператоров СССР. Мгновенно в печати генерал КГБ, начальник Московского управления, дал мне отповедь. Он писал: «Мы вас, толстосумов, достанем!» Зато позже я получил письмо с 70 подписями, и там тоже были генералы, полковники и майоры, которые писали о желании переучиваться.

Но если КГБ сегодня у власти, а люди из КГБ встали у руля корпораций, то получается, ваш план осуществился?

Нет, конечно. Сначала профессионалов растащили олигархи в свои охранные структуры, некоторые взялись крышевать, я этого не предлагал. При Путине структура быстро восстановилась, только объявили построение. Работники КГБ и ФСБ не мыслят себя вне строя. Из этого строя выдвигается один или другой на временное руководство, но при этом строй за спиной, рядом, вокруг, он никуда не девается.

Этим, кстати, и объясняется, что Путин не превращается в монарха, как ни пытается это сделать его окружение. У него есть Конституция, то бишь устав организации, которой он служит и которая называется «Россия», а Путин выдвинут в соответствии с уставом на руководство. И вдруг ему говорят: «А не хотите нарушить устав?» Конечно, он это себе позволить не может.

Плохо то, что в ФСБ умерла главная составляющая, которая превращала КГБ в большую силу. Люди из КГБ считали, что своей работой они делают великим Советский Союз. Люди работали не за деньги, а за совесть, как они ее понимали. Сегодня этой или другой совести в ФСБ нет. Потому что ее вообще трудно найти в России.

Чем занимаетесь сейчас?

Инновациями. Трудовая книжка у меня дома. Но в ряде организаций я консультант. Я этим живу в России и жду пенсии, которая наступит через шесть лет. На Западе есть пенсионный фонд, который мне пенсию сформировал, и теперь я, как в СССР, уверен в завтрашнем дне. Ращу сына один, семьи у меня нет.

Что у вас сегодня за проекты?

Они хороши тем, что никому не перекрывают дорогу. Меня никто не хочет достать, уничтожить, победить, у меня нет конкурентов, я именно по этому качеству выбираю проект. Я никому не интересен до момента, пока эти проекты не начнут приносить прибыль, а они уже на выходе.

Англичане через меня выходят сюда с уникальной продукцией: быстровозводимые мосты. На строительство уходит от 5 до 48 часов. С пролетом до 70 м, через любую реку. Присылают модули, и дальше местное население собирает мост, как конструктор LEGO. Стоимость его в 3 раза меньше, чем бетонного, долговечность сумасшедшая. Кому я этим перешел дорогу? Вроде никому. Все эти огромные АО «Дормостстрои» нам не соперники, они строят километровые мосты, а мы будем строить самые дефицитные, десятиметровые, где два села через реку напротив, а объезд - 20 км.

Вышла на меня организация, которая предлагает людям прожить еще одну жизнь. Полноценную. Через сто лет. Это не блеф. Берутся ваши обычные клетки, замораживаются, с вас снимают все осциллограммы, кардиограммы, все биоритмы, какие только сегодня можно зафиксировать. Потом журналисты составляют ваш портрет при жизни, портреты вашей тети, тещи, фотографии, все это в цифровой форме запаковывается вместе с клетками на сто лет.

Осциллограмма головного мозга дает большую вероятность того, что вам вернут память через сто лет, расшифровав осциллограмму. Возможность клонирования человека доказана, и через сто лет эта процедура будет повсеместно. И последний аккорд: в Швейцарии вам открывают счет, вы кладете туда ?10 000 и пишете завещание - родственникам не отдавать, держать сто лет, истратить на мое клонирование.

Странная затея: клон не будет иметь никакого отношения к вашей личности.

Это не совсем так. Я специально изучал однояйцевых близнецов. Есть масса историй о том, как их разлучали при рождении, а потом они встречались через 20 лет: одеты абсолютно одинаково, оба закончили математическую школу с отличием, увлекаются гольфом и чувствуют на расстоянии, что происходит с братом.

При клонировании получится абсолютно идентичная копия всех ваших 46 хромосом. Да, существует душа, индивидуальность, но на 90% признаки человека можно повторить.

Сколько это будет стоить?

Для начала $30 000-49 000. Можно и в рассрочку - расплатитесь после смерти из стоимости страховки. Я первый сдам клетки, свои и своего сына. Аппаратура изготавливается в России. Почему швейцарцы и обратились. Они-то понимают, что замораживать тело целиком - это блеф. Клетки крови замораживаются со скоростью 1000 г/мин. У кожи другая скорость и т. д. Когда чудаков, которые верят рекламе, разморозят, отвалятся нос, уши, кристаллы льда разорвут сосуды.

Вы говорите, что признаки человека можно повторить на 90%, а вспомните Германа Стерлигова. В 1990-е он, как вы писали в своей книге, «болел деньгами и властью», а сейчас живет по «Домострою». Какое тут клонирование, когда Стерлигов 15 лет назад и сейчас - это два разных человека.

Он по складу ума авантюрист. В хорошем смысле - я сам такой. У него был период в жизни, когда он попал под страшное преследование. Бросив свою «Алису», он много лет был под прессингом сразу и криминальных, и криминально-милицейских структур. И это, я думаю, повлияло на его психику, потому что это очень сложно выдержать. По себе знаю, что такое, когда ты оглядываешься на каждое русское слово, вдруг услышанное в толпе в какой-нибудь Швейцарии или Англии.

А что Стерлигов тогда был такой жестокий... 15 лет назад у многих бизнесменов в арсенал применяемых средств входило даже физическое уничтожение конкурента. Если мы возьмем фирму с 20-летней историей, у каждой в корне найдутся такие случаи. Я называю эту эпоху первобытно-общинным капитализмом. Теперь мы в рабовладельческом капитализме. Патриции появились наследные, не дай бог чего про власть сказать, рабы появились, с которыми что хочешь делай, и продают у нас людей, и покупают. А идем мы к феодальному капитализму.

Эпохи меняются очень быстро, многие из рабовладельцев скоро станут феодалами, потом у нас наступит империализм, и мы придем наконец к нормальному социальному капитализму. В этом смысле Гайдар был прав, эволюция общества возможна, и в России она занимает не десятилетия и столетия, а годы.

Сколько еще просидит Ходорковский?

Он будет сидеть столько, сколько у власти будет ФСБ. А она задержится и на следующий срок. Ходорковского посадила система, а не Путин. Был период, когда все сидели на чемоданах, начиная от Вексельберга и заканчивая Дерипаской. Абрамович улетел, ему позволили, а остальные остались и ждали, что же будет. Эфэсбэшная власть стояла перед дилеммой: всех уничтожить и занять их места или устроить показательную порку, чтобы все пошли договариваться. Выбрали второй вариант, потому что поняли: первый им не по зубам, настанет коллапс экономики. Они испугались, что не смогут организовать эффективное управление. Взять тот же «Газпром» - это же неэффективная управленческая структура. Хотя там оклады у людей, как на суперкоммерческих проектах.

Но знаете, что я заметил еще интересное в России? Частные корпорации совершенно обюрократились, они содержат такие жуткие непроизводственные структуры, которых в государстве еще поискать. Совершенно неработоспособные. Менеджеры, которые сидят на зарплатах, - бюрократы, им приходится постоянно демонстрировать начальству свою необходимость. И они вводят инструкции, устанавливают барьеры для прохождения идей, проектов. Поэтому крупные корпорации вынуждены нанимать западных менеджеров. Мне один парень говорил: «Хочу нанять директоров, чтобы они не разговаривали по-русски». Только такой может работать. Если он начинает понимать русский язык - все, надо его увольнять.

Кто вам импонирует из нынешних капитанов российского бизнеса?

Мне нравится Анатолий Карачинский (президент IBS), который очень здорово выстраивает бизнес и поэтому имеет заказы IBM, Microsoft, но в то же время учредил очень эффективный венчурный фонд. Мне нравится Михаил Слипенчук из ИФК «Метрополь», который не побоялся вложить деньги в английскую структуру, и теперь его английское подразделение является единственным сертифицированным брокером на Лондонской бирже, которым владеет россиянин. Нравится Владимир Дорохин из «РОЭЛ Групп», сколько бы о нем ни писали гадостей (Дорохина обвиняют в рейдерстве). Мне эти люди очень нравятся, потому что они опережают эпоху, смотрят вперед. Они уже в капитализме, перескочили через феодализм.

Кого еще назвать? Не знаю. Лукойл - нет...

Вы когда-то пытались стать губернатором Красноярского края. Зачем вам, бизнесмену, это?

Любой отдельно взятый регион можно трансформировать так, что он начнет развиваться быстрее соседей. Регион не должен быть сырьевым, это все неправильно.

Сегодня основной тормоз развития - то, что правящий бюрократический класс не заинтересован лично, материально в развитии среднего класса и малого бизнеса. Нужно сделать очень простой шаг: дать бюрократу долю в каждом бизнесе. На практике это уже есть, но точечно. На каждую отрасль нужно поставить заинтересованного чиновника. Я бы назвал это «бюропредпринимательство».

Но прежде нужна административная реформа. И я шел в губернаторы Красноярского края, чтобы сделать простую административную реформу. У мэра Лос-Анджелеса (4 млн человек населения) в аппарате работает 16 человек, да еще одна вакансия, долго найти никого не могут. У мэра Красноярска - 5800 сотрудников. Потому что мэр Лос-Анджелеса занимается только распределением бюджета и не пытается руководить жителями и инфраструктурой. Все остальное - дорожное строительство, канализация и т. д. - делают по тендерам частные фирмы. В Красноярске 10 районов, в них 10 управлений по образованию, по дорожному строительству, по озеленению и т. д.

У Лужкова, я думаю, если соблюдать ту же пропорцию, 120 000-140 000 чиновников, управляющих... ничем. Но поди скажи это Лужкову. Он в тебя просто пепельницу кинет, потому что он по-другому не может. К слову сказать, у него получается социалистическими методами не особенно мешать развитию капитализма в Москве. Но только у него одного в России.

Представим себе молодого человека с небольшими стартовыми деньгами, который в 2007 г. решил начать свой бизнес. Дайте ему несколько советов.

Выбрать себе род занятий такой, чтобы не попадать в конкурентную среду. Найти новую идею, новый ракурс. Это может быть даже не инновация в чистом виде, а, например, решение построить нечто там, где прежде никто ничего не строил.

А в плане прохода административных барьеров, конечно, очень сложно. Не знаю, что и посоветовать. Не может дружить сын мэра со всеми. Не может молодой предприниматель официально предложить мэру долю в бизнесе. Мэр скажет: забирай свою долю, плати мне быстро взятку и исчезай.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter