Архив rb.ru

Отпуск в Крыму. Путевые заметки координатора "Синих Ведерок"

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова
Петр Шкуматов, координатор общественного движения "Синие Ведерки", провел отпуск в Крыму и рассказал, что изменилось на полуострове по сравнению с прошлым годом.
Отпуск в Крыму. Путевые заметки координатора "Синих Ведерок"
Присоединиться
Сколько времени ушло на переправу, как работает мобильный интернет, выросли ли цены на еду и недвижимость – обо всем этом Шкуматов написал в своих путевых заметках.


Фото: Fotoimedia

"Уже через несколько часов мы едем в Крым на машине. Буду рассказывать, как там и что изменилось по сравнению с прошлым годом. Ну и про переправу паромную расскажу. Там, говорят, увеличили пропускную способность до 10 тысяч автомобилей в сутки, вот и проверим заодно", - написал Шкуматов в своем Facebook.

Сколько времени занимает переправа

Первое препятствие на пути к отпуску в Крыму – переправа – заняла 8 часов. Впрочем, как заметил координатор "Синих Ведерок", по сравнению с прошлым годом улучшение в пять раз. В 23:20 Шкуматов доехал до хвоста в очереди в порт Кавказ. Очередь продвигалась гораздо лучше, чем в прошлом году. "В некоторых московских пробках движение менее бодрое, чем тут", - написал он. В очередь за билетами встали ровно в полночь. Шкуматов отмечает низкую скорость работы касс – в среднем 2 человека в минуту, а по машинам – еще ниже скорость. Билеты были куплены в 02:20. Для этого, предупреждает он, нужны паспорта всех пассажиров и водителя, СТС на авто. Можно оплатить банковской картой – принимают все. Потом нужно ждать, когда позовут на погрузку. В этот момент начинается полное непонимание, что делать дальше. "Можно ли поспать в машине или ты проспишь свою очередь и будешь стоять еще Х часов? Не забыли ли про тебя? Кто эти люди, которые едут в объезд всей очереди маленькими группами?", - рассказывает координатор "Синих Ведерок". Однако же в 05:35 по рядам прошел мужчина в желтой жилетке, всех разбудил, поехали в порт. В 06:45 погрузились на паром "Олимпиада". 07:20 выехали в Крым.

 
Фото: Facebook 

 

Первые наблюдения

 

"Крым наш или Крым не наш? Думаете, это не вопрос? А вот нет! Если в России уже давно на этот вопрос ответили, то в Крыму власти, видимо, еще колеблются с ответом. Иначе невозможно объяснить, почему за целый год (!) не были поменяны дорожные указатели, выполненные на украинской мове на, хотя бы, двуязычные или триязычные, с учетом наличия татарской диаспоры?" – отмечает Шкуматов. Он же приводит данные, что дорожные указатели стоят (с установкой) до 10 тыс. рублей за штуку. А это не должно составлять проблему для местного бюджета, учитывая выделенные 200 млрд рублей на Крым.

 

О связи и мобильном интернете

 

В прошлом году из Крыма ушли все украинские мобильные операторы. Шкуматов напоминает, что во время прошлогодней поездки в Крым он пользовался услугами оператора LIFE, "а 3G в Крыму просто не пахло". "В этом году в Крыму работает всего лишь один оператор сотовой связи, а мобильный интернет отсутствует чуть менее, чем полностью", - пишет он.
 

Шкуматов предостерегает от покупки туристической сим-карты МТС, которую предлагают сразу, как только вы пересекаете паромную переправу, и рекомендует сим-карту местного единственного оператора - WIN MOBILE (звонки по России 2 рубля за минуту, внутри Крыма бесплатно, бесплатно в пакете идут 5 Мб интернета, иногда и их не удается израсходовать). Координатор "Синих Ведерок" признался, что подключил пакет 1 гигабайта интернета за 200 рублей, но мобильный интернет в Крыму не работает вообще. "На текущий момент покрыта историческая часть Севастополя. В остальном Крыму на мобильный интернет просто не надейтесь. Его нет. Но в следующем сезоне обещают аж LTE по всему ЮБК", - пишет он.
 

Что касается роуминга, то у МТС и Билайн, по словам Шкуматова, есть тарифы, предлагающие звонки из Крыма по 3 рубля за минуту, входящие по 3 рубля за соединение. У "МегаФона" же тарифы 9 рублей за минуту и входящих, и исходящих.
 

Но не спешите расстраиваться. Шкуматов уверяет, что кафе, рестораны, гостиницы и прочие заведения уже подсуетились, и WiFi на полуострове есть практически везде: "Не очень скоростной, но он есть. Очень выручает".

 

О ценах на еду

 

"Цены на разливное пиво в Крыму, Алушта, на примере тех же кафе и ресторанов, в которых мы были в прошлом году, к сожалению, резко выросли. Если в прошлом году медианная цена на 0,5 разливного пива составляла 50 рублей, то в этом году - 100 рублей. Медианная цена - это цена на пиво в большинстве заведений. В прошлом году в самых топовых ресторанах пиво стоило 90 рублей за 0,5, в забегаловках в пластиковых стаканах - 31 рубль. В этом году все не так весело. Минимальная цена увеличилась до 70 рублей за 0,5, а максимальная до 150. Ассортимент пива тоже поменялся. Если в прошлом году это было украинское пиво (черниговское, львовское), то в этом году это либо пиво местного производства (Крым Жигулевское), либо российское.
 

Аналогично выросли цены на еду. Если в прошлом году позавтракать омлетом стоило 80 рублей за порцию, то сейчас оно же в том же заведении стоит 180 рублей, т.е., дороже, чем в Москве. И, тем не менее, по вечерам все столики заняты, мест нет, желающих больше, чем возможности заведения. Т.е. еще есть куда повышать цены, и, уверен, они повысятся ближе к июлю, когда здесь вообще будет не протолкнуться. Единственное, что радует, так это то, что качество пока не пострадало".

 
Фото: Facebook 

 

О недвижимости
 

"Крым – это место, куда почти все всегда ездили "дикарем" и договаривались об аренде жилья на месте. Сейчас, по моим ощущениям, на Южном берегу Крыма на четыре сдаваемых номера в частном секторе (назовем это номерами, потому что многие уже инвестировали деньги в обустройство сдаваемого жилья – есть туалет, душ, небольшая кухня, кондиционер) приходится один отельный номер, - рассказал RB.ru Петр Шкуматов. – И вот такие мини-команты в частном секторе сейчас стоят от 1000 до 1500 рублей в сутки. Медианная цена, скорее, 1000 рублей, а 1500 будет в высокий сезон. Это я говорю про хороший номер в пешей доступности от моря в Алуште. В Ялте ценник, скорее, 2000 рублей. По сравнению с прошлым годом цены выросли в полтора раза. Если в прошлом году цены были, скажем так, очень демократичные, и мы прямо у моря снимали номер за 800 рублей, то сейчас таких номеров просто нет. И это еще не высокий сезон.
 

Впрочем, надо сказать, что цены выросли на все - на пиво, на еду, на экскурсии. Недвижимость просто подтянулась. Рост цен наблюдается и на номера в санаториях и отелях. При этом сейчас, в июне, количество народа сопоставимо с высоким сезоном прошлого года. Этому поспособствовало и авиасообщение (больше рейсов), кроме того, переправу наладили. И вот это увеличение транспортной доступности сказалось на ценах.
 

С покупкой жилой недвижимости очень много нюансов. На рынке недвижимости наблюдается, если можно так сказать, раздвоение личности. Если вы зайдете в интернет и начнете смотреть цены там или позвоните с московского номера, то вам объявят чуть ли не $4 тыс. за квадратный метр в Севастополе. Но как только вы сами заезжаете в город, то видите, что очень много жилья строится, и цены на эти новостройки не более $1000 за квадратный метр. Сейчас сохраняется проблема с реестром и переводом прав из украинской юрисдикции в российскую, у продавцов нет никаких документов, есть какие-то филькины грамоты. До тех пор, пока недвижимость не будет переведена в российскую юрисдикцию, покупать там что-либо представляется мне делом рискованным. Ладно бы, если бы продавцы давали некую премию за риск не получить права собственности, то есть скидку. Но этого нет. В результате, судя по внешним признакам, продажи, особенно новостроек, стоят".

 

О банках


"В Крыму местами работает прием любых банковских карт российских банков. Особенно радует то, что, как правило, это магазины по продаже вина. Карты берут в гостиницах, в общепите пока терминалов я не заметил".

 
Фото: Facebook 


О достопримечательностях

 

Всем, кто будет в Севастополе, Шкуматов настоятельно рекомендует сходить на бесплатную экскурсию в "Бронебашенную батарею-35". "До мурашек", - отмечает он.
 

Мемориальный комплекс был восстановлен Алексеем Чалым. Это одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны Главной базы ЧФ и Советского Союза, строительство которой было начато в начале XX века царской Россией для укрепления Севастополя как базы Черноморского флота. Данный план был продолжен уже в советский период с 1920-х вплоть до начала войны в 1941 году.
 

Батарея ? 35, несмотря на ряд злоключений, связанных с техническими неполадками орудий в Великой Отечественной войне, героически действовала на протяжении практически всей обороны Севастополя 1941—1942 годов.
 

Когда немцы уже сломили сопротивление наших, командир батареи принял решение взорвать орудия. Но только в 1943 году батарея была признана уничтоженной. Практически весь личный состав батареи погиб.
 

Также Шкуматов побывал внутри ранее секретной базы подводных лодок в Балаклаве. "База подлодок строилась десять лет, была вырублена в скале и выдержала бы прямое попадание ядерной бомбы. В канале, который был вырублен в скале, помещалось до 8 подводных лодок. Внутри скалы хранили торпеды с ядерными боеприпасами. В общем, это очень круто. Было", - пишет он, добавляя, что, как только базу передали вооруженным силам Украины, оттуда, по данным местных экскурсоводов, все украли. "Спилили на металлолом даже суперстанок длиной 15 метров. Все провода, вообще все металлическое было украдено. Остались только голые бетонные стены. Сейчас там музей", - говорит Шкуматов.
 
 

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter