Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Образование против таланта"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Почему так трудно найти свое призвание?

"Образование против таланта"
Какому человеку не хотелось бы найти дело, с которым он справляется лучше остальных и которое он любит? Действительно, что может быть лучше: приходить на работу потому, что туда по-настоящему хочется приходить, а не потому, что необходимо как-то зарабатывать. Кен Робинсон в книге "Образование против таланта", вышедшей в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", рассказывает об истинных причинах того, почему не все находят себя.

Книга рассказывает о том, что настоящих бездарей и неудачников очень мало (в то время как многие люди упорно считают себя такими - начисто лишенными каких-либо талантов и сильных способностей). На самом деле, есть те, кто не смог открыть в себе нечто особенное, или те, кому по каким-то причинам не позволили этого сделать.

Творчество доступно всем

Робинсон рассказывает о том, что таланты лежат в очень разных плоскостях, и они не ограничиваются сферами, традиционно ассоциируемыми с искусством (музыкой, живописью, скульптурой и т. д.): это и любовь к химии, ведение домашнего хозяйства, работа пожарного… Автор книги подробно рассказывает об этапах и содержании творческого процесса, еще раз доказывая, что творчество и новаторство - отнюдь не удел горстки избранных.

По словам автора, главная проблема того, что не все люди полностью раскрывают свой потенциал, - это принятые в большинстве учебных заведений многих стран системы образования, направленные исключительно на получение академических знаний. В частности, дело в так называемой иерархии учебных дисциплин, негласно или открыто принятой практически повсеместно (Кен Робинсон много путешествовал и изучал различные образовательные системы и программы). Наверху такой иерархии обычно располагаются естественные науки (химия, физика, математика) и языки, ниже - такие дисциплины, как история и география, а в самом низу - все, что так или иначе связано с разными видами искусств (у которых, в свою очередь, тоже есть своя иерархия). Такая ситуация имеет место и в России.


Источник: www.mann-ivanov-ferber.ru

Но является ли подобная иерархия единственно верной? Кен Робинсон в своей книге доказывает, что она в корне неверна. Почему предполагается, что некоторые дисциплины имеют самое прямое отношение к рынку труда, а другие - нет? В подростковом возрасте каждый школьник получал от родителей добрые, но не совсем правильные советы вроде: "Художник - не профессия. Зачем тебе рисование, что в нем важного?"

Каким должно быть образование?

Робинсон отмечает также, что одно из вреднейших "образовательных изобретений" - коэффициент интеллекта. Этот показатель имеет довольно большое значение для преподавателей (и некоторых работодателей), однако до сих пор так и не сформировано единого мнения, какие параметры измеряются IQ-тестами и какое отношение они имеют к интеллекту. Но факт остается фактом: поскольку показатель IQ важен, успех во многих дисциплинах зависит от кратковременной памяти на факты, а занятие искусствами вообще не входит в рационалистическое представление об интеллекте. Поэтому изучение романов считается более интеллектуальным занятием, нежели их написания.

Все эти несовершенства многих образовательных систем - одна из причин того, что многие одаренные (и впоследствии успешные) люди плохо учились в школе, оставляли университеты и колледжи (по собственному желанию или из-за формальной неуспеваемости). По словам Кена Робинсона, простой реформы образования недостаточно - нужно коренное изменение. Сутью процесса образования должно стать всестороннее развитие личности и ее творческого потенциала, который сейчас подавляется.

Новый взгляд на одаренность

На протяжении всего повествования Робинсон подчеркивает важность таланта, одаренности, инновационного подхода в условиях стремительно изменяющегося мира. Книга, выражаясь словами самого Кена Робинсона, рассказывает о том, почему так важно искать свой собственный, а не географический север, и строить жизнь, согласно своим устремлениям. В "Образовании против таланта" есть масса позитивных примеров того, как даже те люди, возможности которых в обществе принято считать ограниченными, нашли себя, не боясь стереотипов (например, полностью глухие музыканты).

В книге есть отдельная глава, посвященная важности творческого начала в бизнесе. Там Робинсон приводит в пример опыт студии Pixar, где любой бухгалтер или охранник при желании может пройти курс изобразительного искусства в корпоративном университете, или компании IDEO где все - от инженеров до психологов - развивают у себя дизайнерское мышление. Он рассказывает и о Google, инженеры которой 20% своего времени тратят на работу над новыми идеями. И вряд ли кто-то рискнет сказать об отсутствии у этих компаний перспектив или назвать их достижения незначительными.

Возможно, книга и не является готовым решением для изменений в системе образования, но это стройное доказательство необходимости этих изменений, которые, хочется надеяться, произойдут в самое ближайшее время.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Ностальгия: почему мы платим за это
  3. 3 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  4. 4 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
  5. 5 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С