Архив rb.ru

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2014 года: почему CEO получают огромные компенсации?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

В этом году Нобелевскую премию в области экономики получил французский ученый Жан Тироль - за исследования олигополистических рынков и принципов их регулирования.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2014 года: почему CEO получают огромные компенсации?
В списке наиболее вероятных кандидатов он был на скромной 11-й позиции. Несмотря на то, что общая тема его научных изысканий звучит несколько скучновато (даже в Нобелевском комитете отметили "теоретический характер и сложный математический язык"), у него есть исследования и публикации на темы, которые заинтересуют не только экономистов, но и людей, от экономики далеких. Например, кому не интересно знать научное обоснование того, почему руководители компаний получают такие гигантские суммы?


Фото: http://www.laregion.es/

В числе прочего, руководителям так хорошо платят потому, что у них всегда есть возможность пересмотреть свои контракты, а также потому что размер их компенсаций зачастую привязан к стоимости акций компании. Одна из работ Жана Тироля помогает объяснить, почему так происходит.

Изменяемые и гибкие контракты

Теории переговоров (до Тироля) подразумевали, что контракт с момента его подписания остается незыблемым (условия могут регулироваться и пересматриваться только до момента заключения договора). На самом же деле, контракт гибок, и его условия могут пересматриваться, если обе заинтересованных стороны придут к соответствующему соглашению.

Совместное исследование Жана Тироля и Дрю Фаденберга о компенсациях для руководителей объясняет, что моральные риски сильно влияют на долгосрочные контракты, когда имеется возможность их пересмотра. Это, в частности, помогает объяснить, почему итоговый размер компенсации СЕО практически всегда привязан к производительности и опционам на акции. Руководители получают большие суммы, но понимание того, что в следующем году он может запросить больше, увеличивает в данном контексте важность производительности компании.

Модель Тироля-Фаденберга подразумевает два вывода относительно системы компенсаций топ-менеджеров. Суть первого в том, что руководителю, привнесшему важный долгосрочный вклад в работу компании (будь то инвестиции, некий продукт или проект), будет предложено выбрать самому из возможных компенсационных схем (некоторые предлагают более "определенную" фиксированную часть, другие сопряжены с большими рисками и привязаны к производительности). Как выяснили экономисты, возможных схем оплаты достаточно много, но большинство руководителей делают выбор в пользу рискованных моделей.

Второй вывод касается ухода руководителя из компании. Конечно, некоторые СЕО продолжают получать некие оговоренные компенсации после выхода на пенсию, но это ситуация отдельная. Ученые отметили, что компании выгоднее предложить руководителю $10 млн в виде опционов в год, которые можно будет получить с годовой отсрочкой, нежели заплатить сразу $5 млн наличными. Во втором случае, например, руководитель может даже через полгода, если у компании будут неудачные времена.

Правительственные контракты

В работах Тироля есть интересные выводы, которые касаются государственных сделок в монополистических индустриях (таких, как оборонная промышленность). Например, правительство подписывает пятилетний контракт с оборонным подрядчиком. Этот контракт воспринимается как неизменный с момента подписания. Однако через три года компания может (и, вероятнее всего, так и сделает) попросить пересмотреть условия, заявив, что проект сложнее, чем предполагалось, и если сумма за него не будет увеличена, то закончить его компания не сможет. Учитывая потраченные на проект средства, государству ничего не остается, как принять новые условия подрядчика, иначе сумма потери будет куда выше. Кроме того, поскольку в дело не может вмешаться другой подрядчик, это действительно единственный выход. Выводы Тироля проясняют, почему у правительственных подрядчиков такие выгодные контракты. Тироль также исследует вопрос, как можно избежать данных проблем на стадии составления и подписания контрактов.

Чем интересны работы Тироля в России? Многие положения современного антитрастового регулирования, в том числе российского, имеют в своей основе исследования этого экономиста. В частности, его идеи послужили основанием для разработки ряда специфических контрактов (например, "издержки плюс"). Кроме того, в 1980-е годы Тироль доказал очевидную сейчас вещь: не существует единственно верного алгоритма, применимого в любой отрасли и индустрии. То есть для каждого сегмента нужен свой набор инструментов и понимание, в какой ситуации применять тот или иной инструмент. После публикаций работ Тироля регулирующие органы задумались об индивидуальном подходе к регулированию отдельных отраслей, а не применении ко всем отраслям одного и того же регулирующего механизма. По словам экспертов-экономистов, если бы в России не просто копировали зарубежный опыт антитрастового регулирования, но и грамотно его применяли, удалось бы избежать многих проблем с монополиями.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter