Архив rb.ru

Корпоративная культура IT-компаний сформировала профессию "ответственных за счастье"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Технические компании с разнообразными бонусами как средством борьбы за лучшие кадры стали практически притчей Кремниевой долины.

Корпоративная культура IT-компаний сформировала профессию "ответственных за счастье"
Присоединиться
Компании уже ушли гораздо "дальше" бесплатных обедов, и им становятся нужны специальные сотрудники, которые отвечали бы за организацию этих бонусов, порой весьма необычных. Их называют ответственными за счастье сотрудников.


Фото: Fotoimedia

Как пишет The Wall Street Journal, некоторые специалисты данного "профиля" иногда называют себя эльфами (если они делают свою работу хорошо, об их существовании никто не знает). Джен Нгуен, отвечающая за комфорт сотрудников на рабочем месте в компании Pinterest, утверждает, что она и ее команда занимаются обеспечением базовых стандартов. Бесплатные обеды, ужины и снеки, а также различные вечеринки - часть того, что делает 450 сотрудников Pinterest продуктивными и счастливыми.

Сейчас, отмечают эксперты The Wall Street Journal, конкуренция технических компаний за лучшие кадры выросла настолько, что им нужны сотрудники, которые отвечали бы только за организацию бонусов и льгот, чтобы превзойти конкурентов. Офис-менеджеры постепенно превращаются в настоящих координаторов рабочих мест, которые помнят все и отвечают за все: от организации активностей за пределами офиса до поставок мюсли с теми вкусами, которые любят сотрудники. Джен Нгуен работала и в Zynga (там она участвовала в создании офисного бара и парка для собак сотрудников), и в Tesla Motors. Она быстро поняла, что хочет заниматься именно бонусами и счастьем сотрудников. О своей зарплате она не сказала, но отметила, что таким специалистам платят от $40 до $80 тысяч в год. В Pinterest сейчас есть комната для медитаций, библиотека с огромными диванами и подушками. По средам сотрудники могут сходить на массаж, но за него им все-таки приходится платить.

В компании в принципе много бонусов, связанных с заботой о физическом состоянии. Эти льготы являются своего рода барометром перспектив компании. По словам Джен Нгуен, бывает непросто найти баланс между вниманием к сотрудникам, затратам и тем, чтобы у специалистов не слишком вырос уровень требований к работодателю.

Event-стратег Adobe Systems Крис Лавуа сейчас работает над планированием дегустации виски для сотрудников (мероприятие должно состояться в будущем году). Менеджер программы талантов компании Riot Games (создатель League of Legends) нанял подрядчиков, чтобы те привезли 10 тонн снега на баскетбольную площадку в Южной Калифорнии. Снег необходим для одного из корпоративных праздников. Специалист аналогичного профиля в онлайн-медиа-провайдере Shutterstock Разия Фердуси-Мейер заявляет, что ее задача - "помнить, кто из сотрудников любит снеки Kind bar, кто любит картофельные чипсы, а кто - кокосовую воду". По ее словам, это напоминает ей ее прошлую работу в одном из отелей Ritz-Carlton, где она отвечала за отношения с гостями.
Как заявляют представители компаний, довольно трудно не нанимать хотя бы одного человека на неполный рабочий день, который отвечал бы за счастье сотрудников.

Уязвимости "интересной и достаточно грязной тактики" бонусов

Майкл ДеАнджело, глава отдела по работе с персоналом Pinterest, говорит, что, даже учитывая бешеный рост рынка труда в области высоких технологий, где только что окончившие колледж разработчики получают сразу несколько предложений о работе с шестизначными зарплатами, компания намерена нанять от 100 до 200 человек в ближайший год.

Компания Asana, занимающаяся разработкой ПО, тратит $10 тысяч (примерно 10-15% от зарплаты) на человека для обустройства рабочих мест. Кто-то из сотрудников покупает мини-холодильники, наушники, разработанные по индивидуальному заказу кресла или ковры. Своего первого специалиста, отвечающего за счастье сотрудников, Asana наняла год назад. В следующем году у него, вероятно, появится напарник, потому что компания планирует существенное расширение штата. По словам операционного директора Asana Кенни Ван Занта, собственный шеф-повар и классы йоги сильно способствуют продуктивности, ведь сотрудникам не надо думать, где поесть, а также бежать в перерыве в тренажерный зал. "Мы не хотим, чтобы они переживали из-за таких повседневных проблем", - подчеркнул он.

Ни для кого не секрет, что одна из целей - побуждать работников проводить как можно больше времени в офисе (прежде чем они захотят сменить работодателя). HR-эксперты называют это "интересной и достаточно грязной тактикой". Скептики же неоднозначно оценивают попытки удовлетворить все нужды сотрудников с точки зрения возврата инвестиций. Сотрудники, которых привлекают ежегодные летние пикники, могут оказаться совсем не тем, кого компания хочет удержать. Кроме того, бонусы могут быстро разочаровать, если компания не будет предлагать чего-то еще.

Есть и другая проблема. Компаниям, в которых забота о сотрудниках является одной из важнейших составляющих корпоративной культуры, трудно от всего этого отказаться, даже если бизнес переживает не лучшие времена. Акции компании Zynga упали в цене на 80% по сравнению с уровнем 2012 года. Разработчик игр отчаянно пытается создать новый хит, который повторил бы успех Farmville. А прежде чем стать публичной в 2011 году, в Zynga готовили обеды и ужины для сотрудников, используя особые эксклюзивные ингредиенты, вроде японского майонеза или сиропа из сосновых шишек. Пресс-секретарь Zynga отметил, что ранее в этом году компания отказалась от бесплатных стрижек для сотрудников, и от дальнейших комментариев отказался.

Кроме того, чем щедрее бонусы, тем больше у сотрудников желание попросить что-то дополнительно. Например, сотрудник Adobe недавно предложил руководству купить в офис игрушку Slip `N Slide для ежедневного использования. Пока компания не отказала, но и ничего не обещала. А в Pinterest сотрудник попросил, чтобы в офисе всегда был ферментированный напиток из чайного гриба. В компании решили, что это слишком дорого. Кроме того, они и так предоставляют сотрудникам шоколадный эспрессо и безглютеновое печенье из восьми видов злаков.

Зачем нужна гонка вооружения?

Чем больше готовы инвесторы вкладывать средств в компании с высоким потенциалом роста, тем больше компании разрешают себе тратить на счастье сотрудников (даже если компания еще не приносит прибыли). Компанию Pinterest оценили примерно в $5 млрд, когда она получила $200 млн инвестиций в мае. Как заявили в компании, на каждый обед и ужин для сотрудника тратится примерно $10-12 - и $10 на еженедельный завтрак. На снеки и закуски тратится ежедневно $5-8. $1250 тратится каждую неделю на "счастливый час". Бюджет на дегустации вина, вечеринки и другие активности оценивается примерно $14 тысяч в год.

Компания Pinterest отказалась комментировать вопросы о точных общих суммах затрат, однако ее представители говорят, что дело того стоит. "Нам чертовски повезло жить здесь и сейчас, в этом времени с большим количеством денег. Если мы можем сделать жизнь сотрудников чуть лучше, если это стоит не так уж дорого и не слишком сильно отстраняет их от реальности, то я думаю, что это хорошо", - заявил один из создателей компании Эван Шарп. Рик Хайцман, управляющий директор венчурной компании FirstMark Capital, которая владеет крупным пакетом акций Pinterest, сказал, что данная стратегия "является подходящей для компании на данном этапе". Он полагает, что все эти льготы нужны, чтобы привлечь лучших сотрудников. По его мнению, Pinterest сейчас находится в процессе создания компании мирового масштаба, и чтобы создать что-то подобное, в это необходимо инвестировать.

Писатель и историк Кремниевой долины Майкл С. Мэллоун прослеживает гонку вооружения в вопросе льгот еще с 1950-х годов, когда компания Hewlett-Packard предложила сотрудникам первые опционы. В 1973 году она ввела первые гибкие графики, а позже организовала пивные вечеринки по пятницам и купила несколько сотен акров земли, чтобы создать там кемпинг для сотрудников.
Компанию Google уже ассоциируют не столько с ее продуктами, сколько с бонусами для сотрудников в виде бесплатной еды, спортзала, прачечных, массажа, стрижек и прочего. "Льготы для сотрудников были в ДНК компании с самого первого дня ее существования", - говорится в заявлении компании. И сотрудники уже не могут представить себе компанию без этих льгот, капсулы сна становятся чем-то довольно обыденным.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter