Архив rb.ru

Кейс: Как ульяновские IT-компании решают проблему дефицита кадров в регионе

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

На секции RIW 2014 "Образование и кадры в ИТ" говорилось о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, чем и руководствуются крупные компании: Mail.Ru Group открыла кафедру в МГТУ им. Баумана

Кейс: Как ульяновские IT-компании решают проблему дефицита кадров в регионе
Присоединиться

На секции RIW 2014 "Образование и кадры в ИТ" говорилось о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, чем и руководствуются крупные компании: Mail.Ru Group открыла кафедру в МГТУ им. Баумана, ABBYY и Acronis – в Физтехе, "Яндекс" запустил свою базовую кафедру в НИУ ВШЭ. Все это инициативы крупного бизнеса, но, оказывается, что и на уровне среднего бизнеса можно решать проблему кадрового дефицита схожим образом. Камиль Калимуллин, генеральный директор AdvantShop.NET, в 2010 году с коллегами из других компаний Ульяновска взял дело в свои руки. О том, зачем успешному предпринимателю нужно было организовывать олимпиады для школьников, он рассказал RB.ru.

Фото: Fotoimedia

- Расскажите, пожалуйста, о своем проекте, зачем вам потребовалось развивать образование в Ульяновске?


orig


В 2010 году несколько небольших ИТ-компаний из Ульяновска столкнулись с серьезной проблемой кадрового дефицита и задумались над ее решением. Большой отток кадров происходил в 2005-2006 гг., когда многие уезжали из Ульяновска в поисках работы, в 2010 г. этот отток прекратился, потому что в регионе сформировались успешные ИТ-компании, в регион пришли инвесторы. Ульяновск - достаточно развитый город в сфере ИТ. Например, две студии из Ульяновска входят в топ-20 российских студий (MST, Itech.Group). Причин  у этого  несколько: со времен СССР осталась хорошая база знаний. В регионе работает завод "Авиастар" – предприятие, которое строит самолеты, есть компании, которые производят заказы для оборонки. Кроме того, многие ульяновские компании работают как аутсорсеры на Москву, на Запад.

 

Изначально в 2010 году три компании (ITM (AdvantShop.NET), MST и Interra) объединились в рамках некоммерческого партнерства (сейчас в партнерстве порядка 10 компаний) для создания образовательного проекта "Центр обучения ИТ-специалистов" на основе принципа бесплатности: сотрудники этих компаний начали читать лекции на базе университетов. Вторым шагом стал запуск крупной региональной конференции "Стачка", в организации которой приняло участие еще несколько региональных ИТ-компаний. Через "Стачку" организаторам удалось начать диалог с очень большой аудиторией. Сейчас в конференции участвует более 3000 человек (начинали с 1500) - приезжают спикеры со всей страны. Это действительно стимулирует компании, им нравится общаться, делать какие-то совместные проекты.

 

Образовательный проект "Центр обучения ИТ-специалистов" – это один из кусочков экосистемы, которую мы создаем и развиваем, то есть когда элементы взаимодействуют друг с другом и рождают синергию за счет обмена опытом. Курсы мы ведем четвертый год, сейчас около десяти компаний читают лекции по 10-15 различным направлениям. Кроме того, мы устраиваем День программиста (профориентационное городское ежегодное мероприятие), возим студентов в летнюю школу DeadlineCamp,  помогаем в проведении олимпиады для школьников MasterIT. Если сравнивать нашу историю с другими регионами, то в Татарстане или в Мордовии более инфраструктурный подход: они строят здания, инкубаторы и пытаются туда заманить компании.

 

- А вы идете по другому пути?


- Не то чтобы мы идем. У нас несколько иное представление об этом. Мы за экосистему. Некоммерческое партнерство ведет диалог с правительством Ульяновской области. У нас достаточно лояльная власть в регионе. В этом году нами была разработана Стратегия развития отрасли инфокоммуникационных технологий на территории Ульяновской области на 2015-2018 годы.

 

- То есть инициатива пошла снизу, а потом начался диалог с губернатором?


- Да, все верно. Правительство нас слышит и не пытается кормить какими-то деньгами, чтобы это все взросло и взлетело. Я считаю, что это вредно, что это разрушит экосистему: Сочи построили не снизу, а сверху. Мы считаем, что важнее развивать экосистему снизу, об этом говорит опыт самой Кремниевой долины – это именно взаимодействие между компаниями. Действительно, нужно проводить со школьниками профориентацию  – рассказывать о том, что это интересная творческая работа, с другой стороны в вузах – со студентами заниматься тем, чтобы люди создавали свои проекты, кроме того, накачивать знаниями специалистов, обмениваться опытом между компаниями.

 

- Какой эффект уже есть? Взяли ли вы уже кого-то на работу из тех людей, кто прошел курсы?


- Через курсы за 4 года прошло около 2000 человек. Чтобы вы понимали: в год в регионе выпускается 200 специалистов. Например, в моей компании работает 5 человек из тех, кто ходил на курсы. Важно отметить, что курсы не являются заменой фундаментальному образованию ни в коем случае, это некая профориентация, вектор, путь, который мы предлагаем молодым специалистам для себя наметить. Есть компании, где работает по 20 выпускников наших курсов – для таких компаний это основной способ привлечения персонала. Главное здесь в том, что мы, по сути, создаем больше, чем рабочие места, мы сейчас инвестируем в людей, которые завтра-послезавтра будут делать какие-то проекты. В регионе работают порядка 150-200 ИТ-компаний, причем многие из них известны. Mobirate, Ecwid (стартап Руслан Фазлыева, входящего в список молодых предпринимателей Forbes). В регионе сложился такой ландшафт, который позволил самоорганизоваться такой структуре.

 

- Какие затраты несет компания, когда решает заняться таким социальным проектом?


- Члены некоммерческого партнерства уплачивают взносы (около 60000 рублей в год). Но основная инвестиция в том, что руководители инвестируют свое время. Если исходить  из расчета стоимости рабочего часа, то получится колоссальная цифра. Они делают это не для бизнеса, а потому что понимают социальную значимость проекта. Сейчас ИТ-конференция "Стачка" вышла на самоокупаемость, но компании не зарабатывают на этом, а реинвестируют доходы от конференции дальше в активности некоммерческого партнерства: гранты, конкурсы. Кто-то выделяет специалистов, я лично трачу на задачи некоммерческого партнерства порядка 30-40 часов своего личного времени в месяц. Компании понимают, что они делают общее дело и смотрят через призму того, что могут получить не только специалистов, но и некоторую дополнительную экспертизу.

 

-  Как вас поддерживает губернатор?


- У нас действительно хороший губернатор, он действительно общается с IT-компаниями. Вы можете себе представить, чтобы мэр Москвы приехал в компанию из 15 человек? В целом власть помогает нам налаживать коммуникацию: сами со школами мы не сможем договориться, а министерство образования области – сможет. Мы находим такую форму взаимодействия, чтоб не ломать концепцию, но получаем взаимный эффект.

Ульяновская область -  бедный регион, у нас дефицит бюджета. Для сравнения бюджет соседнего Татарстана – 500 млрд руб. (при населении 3 млн чел), а у Ульяновской области - 32 млрд руб. (при вдвое меньшем населении). Мы просим у государства помощи только на те задачи, которые не можем сделать сами – и правительство откликается.

 

- Допустим, я предприниматель в регионе, меня заинтересовал ваш опыт, что мне делать, с чего начать?


- Мы считаем, что эту историю надо развивать, сейчас общаемся со многими ИТ-компаниями, в том числе и из других регионов – из Пензы приезжали ребята, из Казани. Мы с удовольствием делимся опытом, будет здорово, если компании будут это развивать у себя в регионах. При этом лично мне кажется, что у компаний, регионов, которые привлекают людей большими чеками, не совсем верный подход.  Не просто, чтобы эти люди были перемещены куда-то, как будто их депортировали. У нас в Ульяновске некоторые разработчики получают  100-200 тыс. и они не поедут в другой регион просто на хорошую зарплату. Мы предлагаем крупным федеральным игрокам, которые сейчас приходят в регион, вместе развивать эту историю.

 

Компания Undev воспитала за год большую команду Ruby-программистов, в Ульяновске одна из самых сильных команд Ruby-программистов, этот опыт есть, его можно повторять. Много федеральных игроков приходят в регион – они в меру своих интересов начинают участвовать в наших инициативах: где-то читают курс, где-то реализуют совместные проекты с университетами.

 

Если вы предприниматель из региона, вам нужно найти соратников, которые бы разделяли идеологию развития экосистемы. Обратиться к Валерию Костину, исполнительному директору некоммерческого партнерства, или ко мне. У нас есть программа вовлечения, есть мероприятия – вместе мы помогаем друг другу.

 

В Москве, насколько я понимаю, проблема персонала несколько другой категории: специалисты есть, компании не устраивает их уровень. В регионах другая история – здесь вообще некого брать. Здесь можно немного обучить и профориентировать. Москве нужно создавать рынок профобразования – то, что делает сейчас "Нетология" и другие игроки – запускают платные курсы, платные программы. Компании должны прийти и сделать образовательную историю массовой. Хотя у нас в стране пока не все понимают, что за образование нужно платить. Но цена на специалиста и его привлечение сейчас такая, что в итоге, я думаю, этот рынок сложится. Мы очень надеемся, что эта истории в Ульяновске разовьется до следующего уровня, в том числе в сфере образования.

 

- Каковы ваши дальнейшие планы?


- Более структурно выстроить образовательную систему (школы, вузы среднее специальное образование – не факт, что мы это создадим быстро, или создадим вообще. Второе – мы будем развивать  экосистему (вовлекать больше компаний, привлекать их к бизнес-экспертизе, к экспертизе по привлечению капитала), попытаемся сделать так, чтобы количество компаний увеличилось, а их качество улучшилось – если через некоторое время в Ульяновске родится Facebook-2, это будет огромное достижение.

 

- Правильно ли я поняла, что есть намерение сделать Ульяновск центром ИТ-аутсорсинга?


- Я не считаю, что это правильная стратегия для региона – быть центром аутсорсинга. В регионе уже есть ряд компаний, которые работают на Москву и на другие страны. Аутсорсинговые компании – медленная модель масштабирования. Я бы не стал на этом фокусироваться как на основной модели, но я бы позиционировал регион как место, где можно делать продукты мирового уровня – игры Mobirate, продукты Ecwid, и другие, это экспертиза, знания, опыт, которые позволят в регионе делать не только аутсорсинг, но и продукты мирового уровня.

 

- Нужна ли инфраструктура, которая имеет место в Казани, или достаточно только личной инициативы бизнеса (то есть временных затрат, как в вашем случае)?


- Инфраструктура вторична. Если у тебя в регионе 1000 компаний и у них есть потребность в том, чтобы коммуницировать, как-то объединиться, то имеет смысл построить кластер. Но в той же Кремниевой долине все инфраструктурные вещи строятся вокруг вузов – у вузов есть кампусы, вокруг кампусов – офисы, коворкинги. На мой взгляд, инфраструктура вообще очень мало что решает. Когда у тебя много небольших компаний, надо развивать экосистему.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter