Архив rb.ru

Как себя вести, если вы стали объектом офисных сплетен?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Сплетни в офисе - это забавно до тех пор, пока вы сами не стали их объектом.

Как себя вести, если вы стали объектом офисных сплетен?
Присоединиться
К сожалению, они не всегда безобидны - иногда они могут испортить профессиональную репутацию и отразиться на карьере. Эксперты рассказали The Wall Street Journal, как вести себя, если случилось оказаться в подобной неприятной ситуации.


Фото: Fotoimedia

Когда слухи не несут реальной опасности, а их источник не вызывает особого доверия, одним из грамотных вариантов действий будет игнорирование сплетен, рассказала изданию Дана Браунли, президент компании Professionalism Matters, специализирующейся на корпоративном обучении. Если обращать внимание на такие мелочи, то и окружающие придадут им больше значения, чем они того заслуживают. Беспочвенные слухи можно легко развеять простым отрицанием. Если они несут опасность для репутации, стоит продумать более изощренные способы реагирования.

Коуч Пегги Клаус недавно консультировала топ-менеджера, которой поручили управление несколькими группами технических специалистов. Ее подчиненные пустили слух о ее некомпетентности, а он перерос в предположение, что скоро ее назначат на другую должность. Топ-менеджер заняла оборонительную позицию. Коуч же посоветовала ей пойти на разговор с подчиненными, максимально пустив в ход чувство юмора. Топ-менеджер встретилась с командой и сказала: "До меня дошли слухи - конечно, не от кого-то из присутствующих в этом зале, - что я не справлюсь с этой работой. Я слышала о себе и еще много чего, но поскольку здесь присутствуют мужчины, я из вежливости не буду воспроизводить эти слухи". Она добавила, что рассчитывает на каждую из групп, что надеется, что они научат ее тому, что ей необходимо знать. "Я не перейду на другую должность. Если у вас есть какие-то вопросы на эту тему, задавайте их мне", - добавила она. Слухи утихли.

Психотерапевт Кристина Стейнорт-Пауэлл рассказала, что стала объектом сплетен на работе, когда тайно начала встречаться с коллегой по клинике психического здоровья, где работала несколько лет назад. Они работали в разных отделах, но после того, как кто-то заметил их вместе в магазине в выходные, поползли слухи. Коллеги стали любопытствовать и задавать вопросы, если она особенно хорошо выглядела, то они подшучивали на эту тему. Даже после того, как пара распалась, коллеги продолжали сплетничать. Стейнорт-Пауэлл решила не идти ни с кем на конфликт, не хотела, чтобы все думали, что она чувствует себя виноватой или что ей грустно. Однако сплетни сделали свое дело: в итоге она решила покинуть клинику через восемь месяцев. Оглядываясь назад, она отмечает, что была бы не против поговорить с женщиной, распространявшей эти слухи.

"В 2001-м году я была молодым и наглым рекламистом, уже успешно раскрутившим ряд известных проектов. Поэтому у меня была такая тихая латентная звездная болезнь.

И вот я по приглашению попадаю в одну крупную компанию на должность пресс-секретаря. А она тогда была таким скопищем программистов, они выглядели как толпа сильно запущенных аспирантов технических наук - растянутые свитера, кошмарные прически и характерный вид. И тут появляюсь я, вся такая на каблуках и при макияже и без программистского образования :)

В течение следующих нескольких недель я знакомилась с народом, а народ под предводительством одного из руководителей технического департамента распространял обо мне совершенно невероятные слухи. Предполагалось, что я сама попасть на такую должность просто не могла. Значит, точно с кем-то сплю. Но, поскольку было неизвестно, кто конкретно меня нанял, то версии выдвигались прямо противоположные. Периодически ко мне в кабинет захаживал то один, то другой представитель общественности и пытался проследить мою "генеалогию", на что я простодушно хлопала глазами и со всеми версиями соглашалась. На всякий случай.

Потом-то, конечно, я сделала там пару первых проектов, и сослуживцы поняли, что и я на что-то сгожусь. Но сначала было довольно весело! Тем более что роман у меня действительно был - с дизайнером :)", - рассказывает специалист в области медиа, пожелавшая сохранить анонимность.

Впрочем, офисные сплетни - это не всегда плохо. Иногда они могут помочь побороть стресс и фрустрацию, связанные с несправедливостью, говорится в исследовании. Кроме того, они могут оказать влияние на эгоистичных и неэффективных сотрудников и заставить их "подтянуться". А для тех специалистов, которые не обладают высоким уровнем влияния на команду, понимание путей распространения слухов может стать шагом к неформальному лидерству.

Разрешая ситуацию со сплетнями, важно не нагнетать лишнего негатива. Дана Браунли рекомендует даже не использовать слова "сплетни", потому что оно имеет выраженную негативную окраску. То, что для одного человека - сплетни, для другого - обмен информацией. Вместо того чтобы прямо сказать "Я слышала, ты распространяешь слухи, что у нас с руководителем отдела роман", можно пойти обходным путем. Браунли советует такую формулировку в разговоре со сплетником: "Мы вместе допоздна работаем над этим трудным проектом, иногда обедаем вместе, чтобы продолжить обсуждение. Недавно до меня дошло, что со стороны может показаться, будто между нами что-то есть. Я, конечно, уверена, что ты не сможешь даже подумать ничего подобного, просто хочу на всякий случай внести ясность".

Сложнее, если источник распространения сплетен точно неизвестен, степень возможного ущерба оценить сложно, а отрицание слухов может только привлечь нежелательное внимание к ситуации. Коуч Мишель Вудворд говорит, что всегда полезно иметь коллег, которые поддержат и выступят в роли адвоката, когда остальные начнут сплетничать. Эксперт рекомендует поддерживать такие связи и с руководителями, и с подчиненными, и с коллегами одного с собой уровня.

Иногда бывает такое, что HR-специалисты вмешиваются, чтобы пресечь вредные и недостоверные слухи. Многие компании на корпоративном уровне стараются избавляться от сплетен - даже в их нормативных документах прописывается обязанность сотрудников общаться друг с другом уважительно и профессионально.

Как вести себя, если о вас сплетничают?

Психологи дали советы, как вести себя в конкретных случаях.

1) Коллеги сплетничают о том, что вас могут повысить.
- Если распространитель слухов не пользуется доверием команды, игнорируйте это.
- Если сплетни мешают работе команды, то подтвердите или опровергните слух в присутствии коллеги, который может подтвердить вашу сфокусированность на работе.
- Если распространяется откровенно неправдоподобная информация, которая вредит репутации, слухи надо открыто пресечь.

2) Коллеги сплетничают, что вас хочет нанять конкурент.
- Если это отрицательно сказывается на работе команды, то нельзя игнорировать сплетни. Необходимо сказать коллегам, что вы будете держать их в курсе событий.
- Если сплетни распространены очень локально, а ваше опровержение только их разожжет, найдите коллег, которые будут вас защищать в ваше отсутствие.

3) Коллеги сплетничают, что вы встречаетесь с кем-то из офиса.

- Если сплетни безопасны, просто не обращайте внимания.
- Если отношения расценивают как что-то неэтичное, скажите правду и объясните все, не вступая в конфликт.
- Если имеют место мрачные спекуляции по поводу вашего недавнего развода, попросите проверенных коллег занять вашу сторону.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter