Архив rb.ru

К чему приведет маркировка российской продукции в украинских магазинах

Архив rb.ru
Полина

Полина

Маркируя российские продукты и убирая их на отдельные полки, власти Киева хотят воспитать национальную ненависть ко всему русскому, убежден политолог Павел Салин.

К чему приведет маркировка российской продукции в украинских магазинах
Этот инструмент пропаганды может стереть всю историческую память о том, что было между братскими народами, уверен эксперт.


Фото: РИА Новости

Горсовет Киева обяжет городские магазины маркировать ценники российской продукции и размещать ее на отдельных полках, сообщет "Интерфакс". Это решение депутаты озвучили в четверг в ходе заседания городского совета. Как сообщил депутат Руслан Андрийко, бизнесмены и владельцы торговых сетей поддержали идею о введении спецмаркировки, а один из киевских ритейлеров уже реализовал эту инициативу. Решение о маркировке товаров из России принято помимо Киева во Львовской, Ивано-Франковской и Черкасской областях. Процесс маркировки займет всего нескольких дней.

Украинская сторона отмечает, что "бойкотное движение реально влияет на экономику России", констатируют журналисты УНИАН. Между тем, российские эксперты утверждают, что подобные инициативы выглядят весьма политизировано и производят преимущественно информационный эффект.

Замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова отметила на своей странице в Facebook: "Никакие это не нововведения. Маркировка по национальному признаку широко применялась в Европе в конце 30-х - начале 40-х годов 20 века, активно поддерживалась многими бизнесменами, была отменена Красной армией совместно с войсками союзников и на веки зафиксирована в документах Нюрнберга".

"Теоретически подобные меры могут привести к снижению продаж на Украине российских продуктов, но стоит учитывать, что их доля в общем импорте и в структуре розничной торговли и так весьма невелика, поэтому влияние таких решений на внешнеторговый оборот будет скорее нейтральным", - прокомментировал ситуацию аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По данным "Финам Менеджмент", в 2013 году в общем объеме украинского импорта примерно треть поставок приходилась на Россию, что составляло в денежном выражении около $23 млрд. Но в структуре этого импорта самое большее место отведено не товарам народного потребления и, в частности, продуктам, а энергоносителям (минеральное топливо, нефть и продукты ее перегонки), продукции машиностроения и металлам.
Помимо маркировки товаров Городской совет Киева рекомендовал концертным организациям не привозить в страну российских артистов, которые публично поддержали "российскую агрессию против Украины". Кроме того, в киевских школах будут проводиться информационно-воспитательные часы, организовываться патриотические лагеря.

Директор Центра политических исследований Финансового Университета Павел Салин считает, что весь этот комплекс мер – не что иное, как проявление пропаганды, которая достаточно активно зомбирует новых противников России.


Фото: Facebook

- Маркировать русские продукты в магазинах и размещать их на отдельных полках – это абсурд или действенная мера, и если последнее верно, то какой эффект она будет иметь?

Эти меры скорее гуманитарного характера, чем экономического. Это своего рода один из рычагов консолидации на Украине - процесс которой происходит хоть и не вокруг национального лидера Порошенко, который этой задаче вовсе не отвечает, но вокруг некого стержня украинского национального государства. Консолидация здесь идет против России, как внешнего врага.

Запад Украины был с советских времен настроен антироссийски, но сейчас мы видим серьезно антироссийски настроенный центр Украины. В парадигме этой национальной консолидации лежит вытеснение российских продуктов в отдельную нишу - чисто по территориальному признаку. Следуя этой логике, каждый человек, который считает себя патриотом Украины, должен подойти, испытать определенные негативные эмоции и, грубо говоря, плюнуть в секцию с российскими продуктами, поэтому украинские власти, поступают абсолютно правильно с точки зрения реализации собственного плана. То есть, они визуализируют образ врага - не только через бойца в камуфляже с автоматом, но и выделив российским товарам отдельное стыдное место. Я уверен, что эту схему воздействия на людей с помощью потребительской сферы придумали и предложили украинским властям консультанты из-за океана, которые разбираются в технологиях гораздо лучше украинцев.

- А есть какая-то глобальная цель у этого механизма?

С экономической точки зрения проще было бы просто запретить товары из России, подобно, как это недальновидно сделали мы. Но с политической точки зрения выгоднее продукты не запрещать, а вытеснить их в отдельную нишу для маргиналов, которые, выбирая продукты, будут на своей спине чувствовать десятки неприятных взглядов.

Это, на самом деле, такой инструмент манипуляции массовой психологией, и он переносит негативные эмоции на неодушевленные вещи, поэтому мы видим, что сейчас на Украине в массовом порядке "летят" памятники Ленину. Ведь это не вандалы от них избавляются – это общее консолидированное избавление от исторического прошлого. Таким образом, глобальная задача – воспитать негативное отношение общества к общему историческому прошлому России и Украины. Потом эти эмоции просто можно будет нейтрализовать, и общие исторические корни просто перестанут существовать – о них забудут. Таким образом, цель создать повсеместное отвращение, чтобы украинцы ничего больше не ассоциировали с русскими.

- Если сравнивать российский инструментарий пропаганды и украинский – чей сильнее?

Если сравнивать пропаганду в России и на Украине, мы видим, что они находятся в неравных позициях. Российская пропаганда выглядит убедительнее, чем украинская. Украинская пропаганда агрессивна и национальна. Если сфера влияния украинской пропаганды – только Украина, то Россия воздействует и на россиян, и на украинцев, и хочет удержать эту сферу влияния. В этом смысле российские пропагандисты выстраивают негативный образ украинцев, который вряд ли у самих украинцев вызывает отрицательные эмоции. У россиян этот образ может вызывать позитив, но российская информационная территория и так находится в монополии российской власти, а вот Украину мы уже потеряли. Мы ее потеряли как в информационном плане, так и в культурном смысле. Поэтому большая победа России, которая связана с присоединением Крыма, и с тем, что творится вокруг Новоросии, на самом деле, – это глобальное историческое поражение, ведь, потеряв Украину, Россия потеряла и то свое влияние, которое у нее было последние 400 лет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter