Архив rb.ru

История соцсетей, рассказанная пионером Рунета

Архив rb.ru

Соосновательница Звуков.ру Соня Соколова рассказала о развитии соцмедиа, которыми в разное время пользовалась сама

История соцсетей, рассказанная пионером Рунета
Присоединиться

Социальные сети. Как все начиналось
 

Сегодня, когда каждый активный пользователь интернета – участник минимум одной (по статистике – в среднем 2,5) социальных сетей, сложно представить, что долгое время развитие сетевых коммуникационных технологий тормозил сугубо утилитарный подход их создателей к делу. Первые сети были призваны служить целям, которые и сейчас преследует любой корпоративный сегмент: упорядочивание и регламентация процесса корпоративного общения. Интересно, что в ходе своего развития выжили преимущественно те "социалки", которые изначально создавались как "закрытые сообщества" с узкотаргетированной аудиторией. Посмотрев на процесс их эволюции, можно легко предсказать, что ожидает ту или иную социальную сеть в ее развитии.

 

За 20 лет до появления Рунета

 

Созданная в далеком 1971 году швейцарская ARPANet была плотью от плоти Европейского Центра ядерных исследований (CERN) и стал, по сути, первой социальной сетью с использованием компьютерной техники. Основой ARPA Net был жутко засекреченный и зарегламентированный почтовый клиент. Именно повышенная секретность и сложность в предоставлении прав доступа отдельным участникам стала ключевым фактором, который привлекал в этот "элитный клуб ученых" пользователей со всего мира – и ровно тот же фактор, по сути, стал причиной длительной стагнации сети. Изобретенная в 1979 году компьютерная сеть UseNet была уже гораздо "свободнее", хотя, по сути, представляла собой все ту же форму newsletter-рассылки, привязанной к e-mail аккаунту пользователя.

 

Следующим этапом было появление первых on-line сервисов общения. Первой компанией, которая создала чат и предложила его в качестве коммерческого продукта, стала в 1981 году компания CompuServe. Однако создатели явно переоценили страсть своей аудитории к общению, установив стоимость часа пребывания в чате на отметке 30 долларов.
В 1984 был создан сетевой сервис Prodigy, попытавшийся предоставить пользователям доступ не только к сервисам общения, но и подписку на сводки погоды, информацию о развлечениях, скидках и т.д. Как и CompuServe, он погорел на стремлении брать с пользователя деньги "за вход".

В 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология IRC (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат), которая позволяла всем участникам чата общаться в реальном времени. IRC стал первым сервисом общения, "прижившимся" в России наравне с активно развивавшейся сетью FIDONet. Последняя не выдержала конкуренции с интернетом, и многие аналитики считают, что помог этому онлайн-клиент IRC – значительно более удобный и доступный для пользователей, не обладавших техническим бэкграундом.

 

1994-2000: Рунет как способ общения

 

С момента изобретения Интернета до первого сеанса российско-финской связи прошло 4 года, поэтому до России Internet доехал в уже более-менее "допиленном" виде: многие сервисы, которые создавались в середине 1990-х годов, были частью этого грандиозного стартап-движения. В эти годы израильская компания Mirabilis создала знаменитый мессенджер ICQ - первую систему мгновенных сообщений для десктопов. "Аська", как ее ласково называли российские пользователи, вышла на российский рынок практически стихийным образом, далее была отлицензирована и несколько лет поддерживалась холдингом Rambler, а на сегодняшний день ICQ входит в состав Mail.Ru Group и насчитывает 23,4 млн пользователей по всему миру (данные на март 2012 года).

 

Первые социальные сети в их современном понимании в России возникли не самостоятельно, а пришли из-за рубежа в качестве клонов: созданная в Штатах в 1995 году Рэнди Конрадом "сеть однокласников" Classmates.com была скопирована на уровне идеи в 2006 году создателями Odnoklassniki.ru.  А первую многофункциональную "социалку" SixDegrees, запущенную в 1997 году Эндрю Вейнрейхом, русские разработчики старались включать в разнообразные сайты в роли интерактивных сервисов, служащих для развлечения пользователей. Одной из причин их запоздания стало появление блог-платформы Live Journal.

 

Появление Live Journal в России стало мощным медиа-событием. Сама по себе соцсеть была создана Брэдом Фицпатриком в 1999 году. Придуманная им система постоянно обновляемых блогов долгое время имела статус закрытого сообщества, в которое можно было попасть лишь по приглашению одного из действующих  участников (такая форма "приглашения" сейчас распространена в IT-сообществе Habrahabr). При этом соцсеть предлагала несколько типовых "пакетов" пользования: базовый (в типовой верстке, с ограниченным функционалом и без доступа к статистике) и разнообразные формы платных и расширенных аккаунтов.  Вскоре "Живой журнал" был куплен Александром Мамутом и стал частью холдинга SUP Media, но свое технологическое первенство он начал утрачивать уже тогда.

 

LiveJournal дал возможность пользователям общаться друг с другом, создавая группы. Во многом ЖЖ дал основу для частых обновлений и смен статусов, которые мы видим в современных социальных сетях.

 

Деловые сети: Россия – впереди планеты всей
 

Первая профессиональная сеть E-Xecutive была создана в России, в 2001-м году, хеднанером Wardhowell International. Создатели стремились собрать в сети топ-кандидатов отрасли. Сеть существует и развивается до сих пор на правах узкопрофильного сообщества, обсуждая тренды отраслей, новые назначения и увольнения, важные события. E-xecutive стал первым проектом в России, который настаивал на неанонимной регистрации: модераторы сообщества звонили вновь зарегистрированному участнику сообщества и уточняли его данные. Одним из важных способов привлечения участников стал механизм теста "Какова ваша стоимость на рынке?"

 

Первым американским web-ресурсом, ориентированным на поиск и поддержание деловых контактов, стал Ryze, созданный в 2001 году. К сожалению, проект так и не вышел на новый раунд инвестирования, закрывшись в 2004 году после продолжительной "болезни". Как и придуманный в 2002 году Джонатаном Абрамсом сайт знакомств Friendster, обладавший всем необходимым функционалом соцсети.

 

В 2002 году, в декабре, была создана первая деловая социальная сеть LinkedIn. Целью этой социальной сети был поиск и установление деловых контактов. На данный момент в LinkedIn зарегистрировано более 200 млн пользователей, представляющих более 150 отраслей бизнеса более чем в 200 странах. На старте LinkedIn позволял пользователям создавать профиль (обычное резюме) и общаться друг с другом посредством личных сообщений. Также подразумевалось, что вы должны быть лично знакомы с тем человеком, с кем вы связываетесь на сайте, и этот человек способен рекомендовать вас как специалиста. Постепенно были добавлены также другие функции, включая группы, форумы вопросов и ответов и расширенные функции профилей, включая обновления статуса в реальном времени.

 

Сети для визуалов

 

В 2004 году случилось событие, на которое нам стоит обратить внимание: компанией Ludicorp был запущен фотопроект Flickr. Изначально сеть просто давала возможность игрокам Game Neverending сохранять в ходе игры свои изображения, чтобы в дальнейшем выкладывать их в Сеть. Сразу сервис начал пользоваться большой популярностью, и уже в 2005 году Flickr был куплен Yahoо, перепрофилировавшись в помесь соцсети и фотохостинга.  Одно из больших преимуществ Flickr - он позволяет пользователям лицензировать свои фотографии под Creative Commons , сохранив при этом все авторские права на изображения.

 
Недавно Flickr запустил также коллекцию под названием The Commons, которая содержит изображения из разных музеев и других культурных учреждений под лицензией "без ограничений" (это означает, что фотографии являются общественным достоянием).

 

Все дальнейшие проекты по совмещению фото- и видеохостингов с соцсетями – наследники "Фликра" с более или менее значительными отклонениями в функциональности.

 

Ныне здравствующий и купленный за невероятные миллиарды Instagram – по сути, мобильная версия Flickr. Если вы приглядитесь, вы заметите, что практически каждый крупный фотохостинг породил свои версии социальных сетей, но в лидеры выбился только один.

 

Три кита

 

Следующие несколько лет ознаменовались появлением не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 гг., когда были запущены три кита индустрии соцсетей:  LinkedInMySpace и Facebook.


Да, где-то там, за кормой, остались AsianAvenue, MiGente, BlackPlanet. Они позволяли пользователям создавать профили и добавлять друзей (в основном не требуя подтверждения того, кого добавляешь к себе в друзья). Пользователи могли создавать на этих сайтах профессиональные, персональные профили и профили для знакомств. Но, по сути, они ничего не добавляли к картине мира, которая уже была у пользователей.  


В 2003 году  стартовала "мультимедийная" социальная сеть MySpace, на несколько лет ставшая основным прибежищем музыкантов и режиссеров. В ней этим людям предоставлялась возможность проявлять свою творческую натуру: настраивать внешний вид своих профилей, создавать сообщества по интересам, размещать фотографии, видео и аудио. Неудивительно, что именно эта сеть стала активно использоваться музыкантами и артистами как "визитная карточка" исполнителя. А широкой публике импонировала возможность пообщаться  с любимыми группами и гордиться тем, что значишься в числе их друзей.

В 2005 году Myspace.com стала собственностью News Corporation Руперта Мердока, заплатившего за нее 580 млн долларов.

Тесная связь с шоу-бизнесом позволила MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью мира. Основными пользователями сети на протяжении долгого времени оставались рок-коллективы и их поклонники – то есть, по сути, на движке соцсети была создана система фан-клубов (снова сработал фактор закрытого клуба).

В 2006 году MySpace представила IM - клиент мгновенных сообщений, который позволял пользователям общаться со своими друзьями,  а в начале 2008 года была запущена российская бета-версия соцсети в России. Правда,  просуществовала она недолго: уже через год владелец сети объявил о закрытии локального бизнеса в 20 странах, в число которых попала и Россия. Надо сказать, российские пользователи вряд ли заметили закрытие российского офиса, так как не заметили и его открытия: все музыканты, которые пользовались сетью, с самого начала предпочитали заводить страницы на английском и общаться с западными коллегами.

Впоследствии, уже когда News Corp. продала сеть новым владельцам за 35 млн долларов, ее подхватили Specific Media и артист Джастин Тимберлейк. Еще два года новые собственники соображали, что сделать с Myspace, и меняли дизайн проекта и функционал. В начале 2013 года MySpace вышла в обновленной версии и, по сути, стала огромным рекламным проектом, который продвигал в массы новый альбом Тимберлейка. Однако нового развития сети этот рывок так и не дал. Она продолжает умирать и терять в капитализации, невзирая на все усилия.

В 2004 году Марком Цукербергом была создана социальная сеть TheFacebook, через год изменившая название на Facebook. И снова – сеть, которая стартовала как закрытый клуб: ее изначальной целью было создание коммьюнити  для студентов Гарвардского университета. В сети они могли  общаться между собой, размещать фотографии, видеозаписи, изменять статусы в режиме online.
 
Цукерберг рассказывал, что задачей Facebook стала попытка доказать на практике "теорию шести рукопожатий" (Six degrees separation в английской терминологии). Эта теория является одной из основных в изучении социальных связей, ее суть заключается в том, что 2 любых человека на Земле друг с другом связаны цепочкой знакомств максимум из 6 человек.

В SixDegrees уже предлагались похожие функции: создание своей собственной странички, список друзей и поиск друзей по социальной сети. Однако никому до Цукерберга не приходило в голову добавить в подобный проект систему "поглаживаний" - "лайков" (like), которые дают пользователю понять, что вам понравилось его сообщение либо действие. "Лайки" стали мощным драйвером сети – куда более мощным, чем неэмоциональные "рекомендации". Вторым таким драйвером стали "shares", или распространение публикаций от пользователя к пользователю. Впервые соцсеть стала развиваться не по законам социального сообщества, а по законам полноценного медиа.
 
Уже в 2008 году Facebook стала самой популярной социальной сетью во всем мире (именно тогда она была переведена на многие языки, включая русский). На протяжении всего периода существования FB постоянно добавляет новые функции, включая мгновенные сообщения, чат, множества приложений. Здесь есть собственная платформа для разработчиков. Facebook сегодня является вторым  по популярности сайтом в мире, уступая первую позицию поисковой системе Google.

Помимо простого общения с интересными им людьми, все пользователи получили возможность обмена друг с другом различной медиаинформацией – звуковыми, видео- и фото-файлами. Кроме того, открылись новые горизонты для использования социальных сетей для продвижения интернет-ресурсов, товаров и услуг.

В течение последних пары лет Facebook добавил несколько новых социальных функций, включая мгновенные сообщения/чат и приложения (и свою собственную платформу для разработчиков).
 
Важно, что FB все еще серьезно работает над проблемами privacy: он расширяет функционал групп и сообществ, позволяет пользователю изменить свои настройки конфиденциальности и строить новые системы сообществ на основе существующих взаимоотношений.
 
Самая известная и популярная социальная сеть в СНГ "Вконтакте" была запущена 10 октября 2006 года и позиционировала себя (сюрприз!) как социальная сеть для выпускников ВУЗов. Да чего уж там – и функционал, и дизайн ВК долгое время полностью воспроизводили Facebook. На сегодняшний день ежедневная посещаемость этой сети близится к 42 млн пользователей. По оценке евангелиста ВК Александра Круглова, устойчивая аудитория сети – 60 миллионов. На сегодняшний день "Вконтакте" - это также самый большой видео- и аудио-хостинг в Рунете.
 
Сеть коротких сообщений Twitter была запущена в 2006 году Джеком Дорси и ее функционал можно описать всего в 140 знаках. Это лидер мобайла!
 
Сети знакомств
 
Кстати, интересный факт: сам Twitter в свое время стал побочным продуктом сети знакомств. Просто на момент, когда он создавался, в мире активно развивались конкуренты – даже в России можно было насчитать добрый десяток. Mamba, Badoo и множество других сетей каждый день помогают миллионам людей находить себе супругов на всю жизнь и партнеров на одну ночь.
 
Профессиональные соцсети
 
Интересно, что Linkedin, чье первенство в мире почти никто не оспаривает, в России конкурирует сразу с двумя серьезными игроками. Это, прежде всего, знаменитый хантинг-сервись HeadHunter, а во-вторых, активно развивающаяся профессиональная социальная сеть Viadeo. При этом за плечами у HH стоит гигантский портал Mail.ru, а Viadeo – крупнейший европейский игрок среди профессиональных сетей, представляющий пользователю весь спектр возможностей по поиску работы и карьерному росту: отраслевые сообщества, профессиональное обучение, группы по интересам, в которых запросто можно встретить коллег из Франции или Индии.

Способы и причины обращения пользователей к этим сетям различны: в Viadeo, как и в Linkedin, пользователи общаются каждый день на профессиональные темы, а в HeadHunter заходят преимущественно в момент активного поиска работы либо открытия вакансии. Однако все профессиональные сети предлагаю своим участникам возможности кросс-авторизации со всеми популярными соцсетями "широкого профиля". Поэтому неудивительно, что многие пользователи регистрируются во всех "профильных" сетях и используют их наряду с бытовыми – это позволяет им фокусироваться на профессиональных задачах, не покидая привычного пространства общения.
 
Telegram
 
Приватность и "клубный принцип" - ключевые факторы развития любой новой сети на старте. Недавно уволенный из "ВКонтакте" отец-основатель Павел Дуров запустил социальный мессенджер Telegram, предназначенный для владельцев смартфонов и отличающийся особо хитрой технологией шифрования данных. Шифровать и прятать там есть что: в сети обмениваются файлами и приватными сообщениями. Скорость, с которой развивается эта закрытая сеть, впечатляет. По состоянию на начало весны мессенджер уже скачивается чаще мессенджера Facebook. Это самый популярный апп в Apple AppStore в 48 странах мира. С Telegram конкурируют WhatsApp и разнообразные локальные игроки, но можно предположить, что принцип "закрытой тусовки для всех" в очередной раз станет для Дурова заветным рецептом победы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как продвигать бизнес в «Одноклассниках»
  2. 2 Социальные сети для бизнеса: откуда и как доставать лиды в новой реальности
  3. 3 «Одноклассники» и «VK Образование» проведут бесплатные мастер-классы по IT для студентов
  4. 4 5 незаменимых сервисов для SMM-специалиста
  5. 5 Даже Путин в курсе: как и почему надо работать с «Одноклассниками»