Архив rb.ru

Главред Wineholidays: "Массово развиваемый винный туризм в России находится немного "в подполье"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Какая первая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите "винный клуб", "винотека" и "клубные дегустации"?

Главред Wineholidays: "Массово развиваемый винный туризм в России находится немного "в подполье"
Присоединиться
У некоторой части редакции было мнение, что "хипстеры на "Красном Октябре". Однако, поговорив с основателем проекта Wineholidays и создателем винного бара "Бруквин" в Анапе (да-да, очень далеко от "Красного Октября") Тимуром Булатовым, мы с удовольствием пересмотрели ассоциативный ряд. Более того - мы нашли несколько аргументов, которые могут стать поводом для отказа от предубеждений относительно российских вин.


Фото: Fotoimedia

Тимур Булатов рассказал нам, почему он решил создать практически уникальное для своего города заведение (можно сказать, "кусочек Европы" в Анапе, но с преобладанием отечественных наименований в винной карте), как намерен в "Бруквине" подталкивать людей к корректному потреблению вин и что нужно российским виноделам, чтобы их продукцию ценили.

- Расскажите, пожалуйста, как началась ваша работа в проектах, связанных с винами. "Бруквин" - это ведь не первый ваш проект? С чего началось ваше увлечение винами?

- История началась довольно давно. В то время я работал в области печатной рекламы, и мне часто приходилось работать с виноделами. Ничто так не сближает, как совместное творчество и дедлайны. Потом пошли приглашения на различные околовинные мероприятия, тематические выставки. На одной из них и появилась мысль сделать каталог виноделен. Были не слишком удачные пробы пера, какие-то сайты, страницы в соцсетях. В то время я уже жил в Москве и работал в "НМ-Медиа" - небольшом, но весьма серьезном агентстве, создающем промо- и учебные материалы для международных фармацевтических гигантов. Мы шутили тогда, что год работы в агентстве - как два курса мединститута. Опыт научной аналитики и понимание органической химии потом здорово пригодились уже при изучении виноделия, кстати. Примерно тогда в моей жизни появился московский винный клуб 750ml и его основатель Денис Руденко - именно клубные дегустации стали базисом моего понимания винной культуры. В 2011 году мы с Денисом Руденко сняли небольшой фильм "Винные каникулы" - без бюджета, практически на коленках. Через год мы с моим другом и коллегой Дмитрием Терентьевым создали проект Wineholidays и летом 2012-го были сняты "Винные каникулы-2" - уже чуть серьезнее, но все равно почти без денег.

И дальше - понеслось. Весь прошлый год мы провели в полях, снимая промо-фильмы для нашей большой винодельческой троицы - "Абрау-Дюрсо", "Фанагория" и "Кубань-Вино". Это было чудесное лето, лето перед кризисом.

- Как пришла идея "Бруквин"? Что вас вдохновило? Ваша цель - знакомить гостей именно с лучшими образцами российского виноделия? По какому принципу вы формировали винную карту заведения?

- Нас всегда вдохновляли маленькие "старые" бары и таверны Европы. Такие, что там сразу видно - заведению уже лет сто, а то и двести. С меню, написанным мелом на стенке, и куда никто никогда не приглашал дизайнеров для создания модного в этом году интерьера, где все органично и в хорошем смысле серьезно. Где тебя могут запросто выгнать, если ты пришел на ужин на 15 минут раньше, как это часто происходит в Италии.


Бар "Бруквин" в Анапе

И где точно так же винная карта и меню сформированы по принципу "местные вина и местные продукты". Еще года три назад я бы, наверное, и не смог себе представить, что можно создать приличную винную карту, где 70% вин - российского производства. Разумеется, это в основном топовые вина от больших производителей, но есть и небольшие проекты - "Усадьба Маркотх", например. К сожалению, по нашему законодательству мы не можем представлять так называемые "гаражные" вина местных виноделов, а среди них бывают очень интересные образцы, поверьте.

Собрать карту при наличии хорошего дистрибьютора - это вообще не очень сложно, сложно ее потом продать, донести людям в удобном виде. Ведь не секрет, что россияне в массе не очень хорошо разбираются в винах, не очень понимают даже такие базовые вещи, как пить вино с винными закусками. До смешного доходит: жуют ожесточенно сыр, проглатывают, потом до дна запивают вином. Или наоборот, еще жестче :) Бокалы, полные до краев, красные вина только что из морозилки... И это не какие-то абстрактные люмпены с севера, это вполне конкретные люди, представители творческих профессий.

Поэтому мы пытаемся в мягком режиме подталкивать людей к корректному потреблению вина - к примеру, вся винная карта разбита по стилям вин, чтобы можно было заранее понять, каким вино будет. Правильные винные закуски. Хорошие бокалы. Кухня тоже будет винная: при разработке меню мы заранее учитываем, какие вина к нашим блюдам будут подходить наилучшим образом, и укажем подходящие стили рядом с названием блюд.

- Что еще есть в меню вашего бара? Какой средний чек? Такая сумма - стандартная для Анапы или выше/ниже? Формат вашего бара - пока уникальный для города?

- Средний чек за ужин с вином в "Бруквине" мы хотели бы видеть около 1000 рублей на человека - это ниже, чем средний чек для такого уровня заведений в Анапе. Формат бара и уникальный и нет одновременно. С одной стороны, в Анапе есть рестораны, где есть винная карта, но с другой ни в одном из них нет классической европейской фишки - когда клиенты могут пообщаться с хозяином заведения напрямую, и уж точно им не посоветуют, что стоит попробовать из вин, и не расскажут, как это правильно делать. Мы же можем провести мини-дегустацию, если загруженность позволит. Лишний повод приходить в непиковое время.

- Как выбрали место для бара? Кто помогал вам с оформлением? У вас было некое идеальное видение того, как должен выглядеть бар, или идеи приходили в процессе?

- Кризис - это всегда не только проблемы, это еще и возможности. Так получилось и у нас - освободилось одно из помещений в центре Анапы, в старом здании. Мощный интерьер, много дерева ручной работы. Мы все обновили, объединили пространство, убрали лишние предметы декора, коих было много: когда мы зашли, все было увешано каким-то визуальным мусором. В итоге получилось хорошо: стены модного в этом сезоне цвета марсала, мебель, которую без преувеличения можно назвать винтажной, доски для chalk-art-а - в результате получилось милое хипстерское место с чумовой атмосферой. Мы уже успели опробовать: в "Бруквине" мы с моей женой Ксенией устраивали свадебную вечеринку. Народ был в приятном шоке. Хороший признак.

- Кто целевая аудитория бара? Будет ли он, по вашему мнению, иметь успех в большей степени у туристов - или и у местных жителей тоже? Есть мнение, что подобные винные бары - формат для "хипстеров на "Красном Октябре". Или это только кажется, и вы видите интерес к такого рода заведениям?

- Мы будем рады видеть как туристов, так и местных - если они, конечно, найдут свободное время в сезон. Про хипстеров вопрос сложный. Мое мнение таково, что хипстеры, как мы их знали, уже практически ушли - от них осталась некая быстрорастворимая визуальная культура, и некие банальные стереотипы: постоянное внимание собственному смартфону, попытки выделиться стилем одежды, любовь к кофе. Но позвольте, это все уже давно мейнстрим! Другое дело, что тот финансовый поток, который давал возможность всерьез играть в хипстерство 24 часа в сутки, сейчас поиссяк - и глаза хипстеров немного потускнели. Увы, настало время работать.

- Планируете ли вы в баре некие дополнительные активности - дегустации, презентации новых вин и проч.? Вообще в каком формате он будет работать?

- Вообще "Бруквин" - это три проекта в одном. Днем (как спасение от палящего солнца для туристов) мы будем делать винные дегустации на 8-12 человек - с хорошим сетом и грамотным ведущим, понятными схемами и слайдами, после которых люди уж точно не перепутают рислинг и шардоне и поймут разницу между саперави и каберне.


Бар "Бруквин" в Анапе

Далее до вечера, будет формат винного ресторана: по возможности блюда из местных продуктов, например, мидии так, как их подают в Бельгии в большой кастрюле. Мясо, пара-тройка салатов, винные сеты, вина по бокалам и в бутылках. И после ужина допоздна - атмосферный бар с музыкой и хорошими коктейлями.

- Каково ваше мнение о русских винах? Насколько российское вино - заложник своей репутации? Российский винодельческий регион - практически в одной климатической зоне с Грузией, но про грузинское вино все знают, а про российское - не слишком. Можно ли будет когда-нибудь Россию сопоставить, например, с Новым Светом в плане виноделия?

- Мое мнение о русских винах двойственное. Они, с одной стороны, технологически уже очень грамотные и качественные - пресловутые топовые линейки что у "Фанагории", что у "Лефкадии", что у "Абрау" очень даже можно пить и получать удовольствие. Но технологии - это лишь первый шаг. Дальше нужно годами оттачивать нюансы - и вот тут никакие консультанты, никакое дорогое оборудование, никакие лаборатории не позволят перепрыгнуть время. Они необходимы, но не достаточны. Нужно лишь время, лет десять-двадцать.

Российские вина скорее похожи на Европу, на мой взгляд: у них нет такой взрывной экспрессии, как у новосветских, у тех же чилийских. Не всегда типичная ароматика соответствует учебникам. Но это лишь вопрос времени, ведь вино - это сложная технико-химическая реакция: вещества из почвы попадают в ягоду, сок ягоды превращается в вино, дальше вино выдерживается в бочке - и на каждом шаге тысячи нюансов. Выбрал не тот участок земли, солнце не так на него светит - пять лет насмарку. Не та бочка - вино испорчено. Пространство для экспериментов и ошибок невероятное. Чаще ошибок, разумеется. И весьма дорогих, увы.

- Где, по вашему мнению, в России делают самое интересное вино? Например, в Грузии есть частные виноградники, где производятся небольшие партии вина, а потом они поступают в небольшие же лавки для любителей. Есть ли в России нечто подобное?

- Удивительно, но на мой личный взгляд самые интересные вина дает регион Долина Дона - там производит свои вина "Винодельня Ведерниковъ", и еще севернее - там под Волгоградом работает Дмитрий Гусев.

Впрочем, почти везде на Кубани получается отличное вино - нужно лишь, чтобы виноградарь знал свое дело и винодел старался. Небольших частных виноделов-гаражистов на Кубани уже больше сотни, но нужно помнить, что эта деятельность пока не одобряется нашим государством. Так и получается, что массово развиваемый винный туризм находится немного "в подполье". Все ждут принятия закона, который разрешит производство вина и продажу его на месте производства. Вот тогда те самые частные виноградники появятся и в России.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter