Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Герман Клименко: "Рунет сегодня - это чистая коммерция, никакой души"

Архив rb.ru
Ольга imedia

Автор в издании «РБ.РУ» — Архив

Ольга imedia

Основатель List.ru и Liveinternet вспомнил о том, каким был Рунет на стадии развития, как зарабатывали его пионеры и в чем разочаровались

Герман Клименко: "Рунет сегодня - это чистая коммерция, никакой души"
RB.ru побеседовал с Германом Клименко, основателем List.ru и Liveinternet, о 20-летии Рунета, переменах, произошедших за эти 20 лет и разочарованиях пионеров интернета в России.

Герман Клименко – пионер Рунета. В 1998 году он основал List.ru. За 2 года интернет-сайт вырос в солидный бизнес с посещаемостью 10 000 пользователей в день. В 2000 году он продал портал. А в 2003 году основал сервис онлайн-дневников Liveinternet, чуть позже в этом же году на сайте появилась статистика посещаемости различных интернет-сайтов. Сегодня посещаемость проекта – 1,2 -1,4 миллиона посетителей в день.

RB.ru побеседовал Германом Клименко о старте интернета в России в день 20-летия Рунета.

- Каким был интернет 20 лет назад?

- Тогда интернет был в зачаточной стадии - в 1994-1995 годах. Он очень медленно развивался. Это была тусовка системных администраторов и людей, погруженных в индустрию. Интернет был очень дикий. У меня в банке работал программист – студент из МГУ, он у меня подрабатывал. У него был бесплатный интернет от Сореса (1996-2001 годы – время, когда в РФ работали 33 интернет центра, созданные фондом Сореса. Американский бизнесмен вложил не менее 100 миллионов долларов в проект "Университетские центры интернета" – прим. ред.). Тогда пересылали документы от одних банков другим с помощью интернета от Сореса. А активность стала появляться только в 2000 году. Я тогда продавал list.ru,  у него посещаемость была 10 000 человек в день. То есть меньше Rambler.ru раз в 6, у которого было 60 000 посещений.

- Какие сайты были самыми популярными в далеких 1994 -1995 годах?

- Тогда я читал книги. И единственное, что помню с тех времен – это интернет-библиотека Максима Мошкова. Этим ресурсом для меня тогда ограничивался интернет.

- Когда посещаемость ресурсов стала стабилизироваться?

- До 2004 года можно было любой сайт продать с капитализацией 1 к 10, 1 к 20. А потом, в 2004-2006 годах, пришло понимание, что больше посещаемости не будет, потому что нет столько людей. И стали брать коэффициент 1 к 4.  Большие премии по CTR (click-through rate, показатель кликабельности – прим. ред.) ушли в 2006-2008 годах, когда стало понятно, что рост ряда специализированных ресурсов вместе с интернетом замедлился. Остались 3 лидера – Yandex.ru , Mail.ru и те ресурсы, которые лидировали в своих секторах. А в 2008  появилась другая история: давайте создадим сайт и быстренько его продадим: посчитаем его прибыль и умножим на 20 – вот и стоимость ресурса.

- А как можно было заработать в интернете на первых его стадиях развития?

- До 2000-х годов была реклама, но ее часть была очень маленькой. Тогда не зарабатывали вообще. Тогда люди просто экспериментировали. У сотовых операторов руководители тогда были более технически подкованные и они немного деньгами помогали. Они на нас, интернетчиков, смотрели жалостливо. Никто тогда не предполагал, что на сайтах можно будет зарабатывать, что Yandex.ru  будет стоить дороже, чем весь наш телеком. И на тот момент мы были такими неудачниками, которым рекламодатели иногда подкидывали деньги - в рискованный момент, например, могли помочь. Даже известный чат Krovatka.ru тогда не зарабатывал. Никто не зарабатывал – даже Yandex.ru. Это было движение программистов-интернетчиков: мы верили, что что-то будет, но не более того. А потом былb 1998-2000 годы - пошли первые заработки. В 2000 году, когда я продавал List.ru, он уже был прибыльным. Даже посещаемости 10 000 в день было достаточно, чтобы зарабатывать. В 1998 году рекламодатели  начали появляться корпоративные, они верили, что будут получать хотя бы небольшую отдачу. Сейчас интернет - это чистая коммерция, никакой души. А тогда это было по-другому.

- Какие замыслы программистов, существовавшие тогда, 20 лет назад, так и не удалось реализовать? Что у программистов не получилось?

- Самое большое разочарование - это то, что интернет стал обычным бизнесом. Он не смог удержаться в руках разработчиков. Длительно время была иллюзия, что это особый бизнес, который доступен только его пионерам. Был очень высокий барьер между разработчиком и бизнесменом. Мы думали, что вступаем в такую секту, которая будет вечной, но вот вечной она не оказалась.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ты студент и хочешь устроиться в «Яндекс», Mail.ru Group, Microsoft или Rambler Group. Как это сделать?
  2. 2 История развития рунета: таймлайн
  3. 3 6 корпораций, которые смогли сохранить атмосферу стартапа
  4. 4 «Яндекс» запустил сервис «Нейро» — он объединяет возможности поиска и больших генеративных моделей
  5. 5 Вечный рейв: обзор наушников Commo One
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!