Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Эльдар Рязанов о любви, авантюризме, работе и национальной идее

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Режиссер, автор народных комедий "Карнавальная ночь", "Служебный роман", "Гараж" Эльдар Рязанов умер в возрасте 88 лет.

Эльдар Рязанов о любви, авантюризме, работе и национальной идее

Режиссер, автор народных комедий "Карнавальная ночь", "Служебный роман", "Гараж" Эльдар Рязанов умер в возрасте 88 лет. Без его "Иронии судьбы" уже давно не обходится ни один Новый год. Сегодня о нем говорят, что он ушел, но он и остался – в своих многочисленных фильмах, которые знает, пожалуй, как минимум каждый рожденный в СССР. Мы собрали цитаты, в которых Рязанов говорит о своих пристрастиях в жизни, о любви, жене, кинематографе и национальной русской идее.

 
Фото: РИА Новости 

 

"Человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать".

 

О пристрастиях в еде и нелюбви к бане

 

"В баню я не хожу, я только фильм про это снимал. Меня в детстве как-то затащили в парную, я там потерял сознание. После этого в баню я не хожу, предпочитаю душ. Я люблю плавать, читать, гулять и, к сожалению, люблю есть".

 

"Когда с первого января 1948 года отменили карточки, я начал есть и не могу остановиться до сих пор. Я люблю практически все. Я бы сказал, я не гурман, я обжора! Не люблю я два блюда: вареный - жареный лук (а сырой очень люблю), и молочную пенку. Остальные блюда практически все любимые, если хорошо приготовлены, конечно".

 

"Когда я снимал в Костроме "Жестокий романс", мы жили в гостинице, где кроме отвратительного винегрета, ничего не было. И я принялся его улучшать. Сначала я туда добавил крутые яйца, потом яблоки, потом сыр, нарезанный кусочками, потом грецкие орехи, а потом - все, что можно было туда впихнуть. Но, самое главное, я заменил заправку, я не заправлял постным маслом, а заправлял своим соусом, который сам придумал. Соус состоит из следующих ингредиентов: сметана, выжать пол-лимона обязательно, потом поперчить, и немножко сахарного песочка, если есть горчичный соус, можно добавить его, или немножко горчицы, неплохо еще туда бросить столовую ложку майонеза, даже крошечную ложечку хрена. Все перемешать и залить то, что вы нарезали. Основа винегрета: свекла, картошка, морковь, соленые огурцы, квашеная капуста, зеленый горошек. Перемешивается с соусом и дальше - это шикарное блюдо, которое я люблю больше всего на свете!"

 

"В первом классе я уже курил. Мама мне давала деньги на завтрак, и я покупал за 35 копеек папиросы-гвоздики "Бокс". Однажды мама зачем-то полезла в мою куртку и увидела полураскуренную пачку папирос и повела меня к этой самой директрисе. А я не понимал сначала, что меня привели к дракону. Директриса меня жутко ругала, я обещал – да, да, да, да. Но это было как с гуся вода. Школа была образцовая – туда приводили иностранцев. Я успел кончить здесь шесть классов, и потом началась война. Она застала нас в Тбилиси. Обратно вернуться в Москву с детьми не получилось".

 

"Я очень авантюрный человек. Это главное в моей жизни". 

 

"Неважных периодов в жизни не бывает".

Галерея

Галерея

 

О работе


"Я должен сказать, что я рабочая лошадь. И если говорят, что работа дураков любит, то я абсолютный болван и дурак, потому что я всю свою жизнь работал как ненормальный. Каждой картине отдавалось столько сил, моральных и физических, что организм после фильма был похож на выжженную пустыню, и казалось, что уже никогда ничего там не вырастет. Для того чтобы восстановиться, я старался уезжать на море, я люблю плавать, читать, лежать на пляже кверху пузом и жить практически жизнью растения".
 

"Я благодарен своим матери и отцу, которые, очевидно, заложили в меня какие-то гены, благодаря которым, я прожил такую жизнь, не раскис, не размяк, не разболелся. Это, с одной стороны, а с другой стороны, я все время работаю. Когда режиссер снимает картины, это огромный груз, который он тащит на своих плечах. … когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать".
 

"И то, что я нашел себя, и занимаюсь всю жизнь любимым делом - это самый большой и неожиданный подарок от судьбы. Я счастлив, что работаю в этой профессии, потому что она очень интересная".
 

"Писатель должен знать жизнь - это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса - так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь".
 

О современном кинематографе и своих фильмах
 

"Про себя могу сказать одно - я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил".

 

"Я не ностальгирую по СССР, потому что это бессмысленно: ведь я ничего не могу изменить. В те времена кино было снимать в чем-то проще, в чем-то сложней. Тогда был диктат цензуры, идеологии. Это было противно, когда глупые советские чиновники диктовали, что снимать, а что нет. А сейчас идеологической цензуры нет, зато есть цензура "толстого кошелька".

 

"Мне актером быть не хотелось, но мне хотелось бы, чтоб меня приглашали играть. Но меня не приглашали никуда, даже мои друзья, ни сверстники, ни старшие, ни младшие. Что-то такое было пару раз, но не получалось. Поэтому я решил, что надо пользоваться служебным положением, так как оно существует, по сути, только для того, чтобы им пользоваться. И я стал играть у себя в эпизодах, такие малюсенькие рольки. Это похоже на художника, который пишет большое многофигурное полотно и где-то рисует себя, мол, я тут тоже был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. Это такое местное озорство, местные радости. Но я никогда не посягал на роли крупные, зная, что у меня нет ни образования, ни умения".

 

"Понимаете, я нормальный здоровый человек. Хотя считается, что большой художник должен быть не от мира сего и обязательно в голове должны ползать тараканы. А я от мира сего и с тараканами не знаком".

 

"Американский кинематограф - великий кинематограф, там есть свои шедевры, замечательные картины, но то, что стали показывать у нас в начале 90-х годов, да и до сих пор показывают, это в основном фильмы группы "b" и "c". Покупали пакетами, это было дешевле, фильмы были второстепенные. Я это все называю "большое пу-пу" - экшен, боевики и так далее".

 

О любви

"Способность любить - это как талант, который либо дан человеку, либо нет".

 

"Можно сказать, что я живу только благодаря Эмме (супруга Рязанова Эмма Абайдуллина, - ред.). Всегда в жизни нужно находить хотя бы какой-то смысл. И я такой человек - могу долго хандрить. В последней главе своей книги я написал про нас с Эммой такую фразу: "Мы с ней как лошади, которые кладут головы одна на холку другой". И мне нечего к этому добавить. Она мне часто говорит: "Ты, главное, за меня держись". Вот я и держусь...

 

О национальной идее и вере

 

"Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все, сразу и много и при этом не работать. Русские сказки - это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему".
 

"Я вообще материалист, я воспитывался в эпоху совершенно сумасшедшего атеизма, когда рушили церкви... Я всегда относился к этому неодобрительно, и к людям, которые верят в бога, отношусь уважительно. Только к тем, которые верят действительно, а не к тем, которые вчера молились на Маркса, а сегодня на Христа. Этим я не верю, это они очень быстро перекроились".
 

"Я думаю, что жить надо здесь, надо сделать все, чтобы прожить жизнь достойно, надо не терять чувство собственного достоинства, надо всегда оставаться самим собой, не стараться казаться лучше или хуже, чем ты есть на самом деле. А там уж, если есть какая-то высшая жизнь, тебя там рассудят по справедливости. Если они существуют, они понимают, притворялся ты или ты на самом деле такой. А очень много людей притворяются. Если есть загробная жизнь, там все поймут".
 

В материале использованы цитаты из архивов BBCRussian.com (2007 год), газеты МК (2007 год), из мемуаров Рязанова, из РИА "Новости" (2007 год), АиФ, "Комсомольской правды" (2012 год). 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выглядит транспорт будущего в кино
  2. 2 «Киношколы — это хардкор для сильных духом»: Юрий Грибанов — о «Цехе»
  3. 3 «Маша и Медведь» в Дубае и «Чебурашка» в России — как российским анимационным студиям занять нишу на рынке