Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Эксперты: западным компаниям нужно срочно перенимать китайский опыт управления

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Большинство экспертов в области менеджмента до недавнего времени обращало удивительно мало внимания на принципы работы и управления, действующие в китайских компаниях.

Эксперты: западным компаниям нужно срочно перенимать китайский опыт управления
Однако сейчас ситуация сильно изменилась - теоретики и управленцы-практики всего мира следят за Китаем и перенимают восточный опыт, пишет The Economist.


Фото: Fotoimedia

Бурный рост китайских компаний, наблюдаемый в последние годы, было принято объяснять либо большим количеством дешевой рабочей силы, либо мощной финансовой поддержкой со стороны государства, но никак не изобретательностью китайских руководителей. Теоретиков и практиков больше интересовала Индия со всеми этими красочными экзотическими историями про банкоматы на велосипедах и компании, изготавливающие водоочистители из скорлупы кокосовых орехов. Однако маловероятно, чтобы китайские компании пришли к тому, что они имеют сейчас, исключительно за счет "труда и капитала". Кроме того, сложно поверить, что развитие образовательной системы в Китае не привносит свежих идей и в управление. Западные компании мало знали о японских принципах менеджмента и системе бережливого производства, пока, к примеру, автопроизводители Японии не вышли на мировой рынок и не захватили огромную его долю. Налицо риски, что с Китаем Запад ждет повторение истории, если компании не будут анализировать, адаптировать и использовать восточный опыт.

Впрочем, возможно, этого и удастся избежать, поскольку китайский опыт уже сейчас начинает получать заслуженное внимание как со стороны ученых, так и со стороны управленцев. Авторитетное издание The MIT Sloan Management Review посвятило большой материал инновационным урокам управления из Китая. А в последнем номере Harvard Business Review есть подробная статья о китайском подходе к управлению. В первом тексте речь идет о предположении, что китайцы (как Япония в послевоенные годы) сосредоточили все внимание на инновациях, во второй статье рассказывается, что Китай становится все более креативным и уже сейчас стремится решить проблемы грядущей "экономики потребления".

Есть еще и такое экспертное мнение, что китайские компании используют методы массового производства, чтобы ускорить не только сам процесс изготовления, но и этап разработки продукции. Они разбивают инновации на множество мелких "шагов", а потом на каждый этап набирают команды (и не всегда малочисленные). Например, китайская фармацевтическая компания WuXiAppTec разделила поиск лекарства от хронического гепатита С на восемь этапов, наняв десятки людей для работы над каждым. Также компания адаптировала под свои задачи немецкое программное обеспечение, которое было создано для управления сборочными линиями и координации инновационного процесса. В то время как западные компании выпустят "бета-версию" своего продукта только для небольшой отобранной группы "подопытных", китайские компании, скорее всего, выведут ее на широкий рынок - они хотят сотворчества с потребителями, собирают максимальное количество отзывов, а потом оперативно корректируют свои продукты под нужды рынка.

Эти "ускоренные инновации" могут не создавать неких потрясающих прорывов, но это и не конечная цель. Успех Китая - именно в быстроте реакции: компании быстро копируют западные продукты и делают их достоянием масс-маркета. Теперь, по мнению экспертов, китайцы могут применять данный метод в разных сегментах. И эта техника помогает Китаю задействовать самый важный пул ресурсов страны - компетентных, но не уникальных технических специалистов. Очень многие гуру менеджмента поражены скоростью китайских компаний и их готовностью выводить продукты на рынок. Например, Goodbaby, занимающаяся изготовлением детских колясок и автокресел, каждый квартал вводит порядка 100 новых товаров. Broad Group, строительная фирма, специализируется на быстром возведении зданий: ряд модулей для строительства заранее изготавливается на фабриках, а потом они соединяются вместе. Об этом способе строительства много говорили на Западе, но в итоге эту идею так никто и не реализовал.

Интересно и то, как китайские предприниматели справляются со скоростями, меняющими технологическую отрасль и другие, близко с ней связанные. Крупные компании делегируют управленческие задачи, чтобы сохранять гибкость: корпорация Haier, гигант в области бытовой техники, состоит из буквально тысяч мини-компаний, каждая из которых подчиняется своему председателю. Это представляет любопытный контраст японскому стремлению к иерархичности.

Естественно, в вопросах найма персонала китайским компаниям тоже приходится изыскивать нестандартные решения. Сеть ресторанов Hai Di Lao, например, имеет массу проблем с привлечением и удержанием персонала (что, впрочем, не редкость для компаний этого профиля во всем мире), а также с обучением сотрудников до уровня отраслевых менеджеров. Поэтому компания предлагает специалистам жилье, льготы на обучение их детей в школах, оплату поездок за границу. То есть это своего рода иллюстрация творческого подхода китайцев к привлечению сотрудников.

Быстрый и дешевый

Китай особенно заинтересован в развитии двух отраслей - автомобильной промышленности и гражданской авиации, но пока нет оснований говорить о том, что китайские компании догоняют в этих сферах Запад, как в случае с другими сегментами бизнеса. Однако в ряде других сфер Китай преуспевает: поэтому, утверждают эксперты The Economist, западные менеджеры должны изучать и "брать на вооружение" китайские принципы ускорения разработки продуктов.

И это, отмечают аналитики, уже происходит: в 2012 году в Шанхае был создан инновационный центр PepsiCo - крупнейший за пределами Северной Америки. Центр получил финансирование на испытания ускоренного производства и потребительского тестирования, чтобы компания имела возможность быстрее выводить новые продукты на рынок (а не затем, чтобы использовать Китай как площадку для экономии средств).

В целом исследования китайских принципов работы и управления показывают, что компании Китая растут и развиваются отнюдь не только за счет того, что умеют быстро делать дешевые вещи. Дело в создании методов менеджмента, которые помогают ускорить разработку, а также искусно и оперативно реагировать на постоянные изменения рынка. Это навыки, которые помогут китайским компаниям завоевать не только сильно ограниченную в финансах целевую аудиторию, но и средний класс, и занять важное место на рынках далеко за пределами Поднебесной.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter