Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Эксперт: Трудно сказать, сколько будет продолжаться "чудо" "Магнита"

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Российский ритейлер "Магнит" вошел в рейтинг 100 самых инновационных компаний мира по версии Forbes, обогнав таких гигантов, как Visa, Starbucks, Adobe и Coca-Cola. Инновации "Магнита", которые позволяют ему обгонять рынок, - это во многом грамотные стратегические решения, отмечают эксперты.

Эксперт: Трудно сказать, сколько будет продолжаться "чудо" "Магнита"

Российский ритейлер "Магнит" вошел в рейтинг 100 самых инновационных компаний мира по версии Forbes, обогнав таких гигантов, как Visa, Starbucks, Adobe и Coca-Cola. Инновации "Магнита", которые позволяют ему обгонять рынок, - это во многом грамотные стратегические решения, отмечают эксперты.

 
Фото: Fotoimedia 

 

Российская компания заняла в рейтинге 23-е место. Кстати, "Магнит" оказался единственным представителем России в этом списке. Первую строчку рейтинга занял основанный Илоном Маском производитель электрокаров Tesla Motors.

 

Американский Forbes оценивает инновационность компании, опираясь на "мудрость толпы". Метод журнала основывается на чутье инвесторов, которые понимают, какие участники рынка имеют сегодня инновационные модели и сохранят их в будущем. Компании ранжируются по "инновационной премии" - это коэффициент, который представляет разницу между капитализацией (рыночной стоимостью компании) и дисконтированным денежным потоком существующего бизнеса. Формула расчета коэффициента принадлежит Credit Suisse HOLT. Подробнее о методике можно почитать здесь. У "Магнита" такая "инновационная премия" составляет 57,9%, у лидера рейтинга Tesla - 84,82%. В этой разнице, по сути, заложен бонус, который отражает уверенность инвесторов в способности компании в будущем устойчиво наращивать прибыль.

 

Ритейлер "Магнит" создан в 1994 году бизнесменом Сергеем Галицким. В 2014 году компания вошла в рейтинг 200 крупнейших частных компаний по версии Forbes, заняв четвертую строчку с выручкой 597,7 млрд рублей и капитализацией 1,073 трлн рублей. Галицкому принадлежит менее 38% акций компании, около 53,83% - в свободном обращении. Чистая прибыль компании (по МСФО) за 2014 год выросла почти на 34% и составила 47,686 млрд рублей. Компания выплатила акционерам за прошлый год 12,5 млрд рублей дивидендов. При этом на нынешний год "Магнит" понизил прогноз по росту выручки до 26-28% (ранее ожидали роста выручки на 28-32%).

 

В одной из статей на тему этого исследования авторы отмечают, что почти полсотни компаний успешно повысили свою "инновационную премию" более чем на 20 процентных пунктов. Изучив эти компании и то, что они делали в отличие от других, авторы исследования обнаружили, что каждая из этих компаний совершила серьезный рывок, представив новые принципы управления. Раньше эти принципы использовали в основном стартапы, которые хотели глубже понять потребности своего клиента и поэкспериментировать с решениями. Одним из этих принципов является "дизайн-мышление" ("design thinking"). Важнейший мировоззренческий принцип дизайн-мышления -  эмпатия, умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания и задачи. Второй метод - "lean start-up". Эти же методы использовали и компании из списка "инновационных звезд".

 

Инновации "Магнита", которые позволяют ему обгонять рынок, - это во многом грамотные стратегические решения, выбор ключевых форматов и четко выстроенная логистическая структура, говорит RB.ru главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. При этом он отмечает, что сама отрасль в целом не слишком "инновационна", и выигрывают в ней не столько смелые решения, сколько грамотные и своевременные.

 

Второй момент - структура сектора компаний потребительского рынка в целом выглядит достаточно плачевно, говорит Илья Балакирев. Многие компании ушли с рынка, другие сильно пострадали в результате кризисов - в итоге у инвесторов в секторе крайне ограниченный выбор. Прямой конкурент "Магнита" - Х5 Retail торгуется только в Лондоне, "Дикси" неликвидна, в непродуктовом ритейле и вовсе "болото". В результате все покупают "Магнит", говорит аналитик. "Компания действительно "хороша", но эффект "страшной подружки" делает ее еще привлекательнее", - отмечает он. Ситуацию несколько разбавило IPO "Ленты" и ряд готовящихся выпусков других сетей, но в целом картина сохраняется. Сейчас, в рамках очередного макроэкономического ухудшения, инвесторы вновь переключаются на "Магнит", поскольку есть понимание, что он меньше всех пострадает от падения спроса и ослабления рубля.

 
Большой удачей считает попадание в этот рейтинг начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Он отмечает, что "Магнит", пожалуй, самая быстрорастущая компания на протяжении многих лет. "Сектор продуктового ритейла в России до сих пор сильно сегментирован, и на нем еще десяток лет будет действовать своеобразный аналог "закона Мура", - говорит эксперт, - то есть даже крупные компании могут стать еще крупнее в несколько раз. Coca Cola, Visa и прочие уже прошли этот путь, поэтому их темпы роста будут только падать. Этим объясняется премия "Магнита" к ним в оценке при помощи финансовых мультипликаторов". 
 

"Сколько "чудо" Магнита будет продолжаться, сказать трудно, - говорит в свою очередь Илья Балакирев. - Последние года три эта ситуация сохраняется стабильно. Изменить ее, наверное, может либо полная утрата сектором доверия инвесторов, либо, наоборот, приход новых качественных эмитентов и появление "конкуренции" не только среди компаний, но и среди бумаг".

Оценка инвесторами перспектив компании, во многом, связана с Галицким, отмечает Георгий Ващенко. "Его возможный отход от управления будет негативным сигналом", - считает он. Сейчас акции компании прекратили рост, главным образом, из-за девальвации рубля. У инвесторов начинают расти опасения относительно замедления потребительского спроса, соответственно, компании будет сложнее выдерживать высокие темпы роста. "А если и Галицкий уйдет, то это сильнее ударит по компании", - считает Ващенко. Его прогноз по цене бумаг - 14 тыс. рублей на горизонте 12 месяцев.

 

Стоит отметить, что это, скорее, не рейтинг инновационности в привычном смысле слова, а рейтинг уверенности инвесторов в бизнесе компании, отмечает старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. В целом включение именно "Магнита" в рейтинг заслуженно - это одна из самых передовых с точки зрения информационных технологий компаний в России. Но в то же время, она не единственная. "Тот же Сбербанк, к примеру, по моему мнению, уже обошел многие банки-аналоги - по крайней мере, на развивающихся рынках - по уровню автоматизации банковских процессов. Есть еще довольно сильные с точки зрения внедрения инноваций компании, но, возможно, они по каким-то критериям остались вне поля зрения составителей этого рейтинга", - говорит Фролов.

 

Действительно, в рейтинг попали только публичные компании с капитализацией от $10 млрд, торгующиеся на бирже не менее 7 лет. Именно поэтому среди участников нет, к примеру, социальной сети Facebook (IPO прошло в 2012 году). Также в список не попадают компании из отраслей, в которых не совершается масштабных инвестиций в R&D, а также сырьевые компании, чья капитализация зависит, скорее, от цен на ресурсы, а не от инновационности.

Еще одним российским кандидатом на включение в рейтинг в будущем может стать Qiwi - но эта компания пока не проходит по размеру и возрасту, замечает Георгий Ващенко. Со временем могут подтянуться ТКС банк и другие организации финансового ритейла. По мнению аналитика, есть шансы у компаний мобильной связи (они сейчас оказывают и финансовые услуги). "Отдаленно есть шансы на попадание в список у "Аэрофлота", но ему мешает крайне низкая капитализация", - говорит Ващенко.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 Названы самые инновационные компании мира
  3. 3 «Магнит» начал ребрендинг купленного маркетплейса KazanExpress
  4. 4 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  5. 5 Экосистемы, развлечения и разные типы потребительских корзин: как ритейлерам работать с инновациями