Архив rb.ru

Эксперт: санкции не повлияли на желание россиян отправлять детей в британские школы

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

С 90-х годов прошлого века бытует мнение, что частное школьное образование в Великобритании доступно только детям влиятельных чиновников и крупных бизнесменов, но оно не до конца справедливо.

Эксперт: санкции не повлияли на желание россиян отправлять детей в британские школы

С 90-х годов прошлого века бытует мнение, что частное школьное образование в Великобритании доступно только детям влиятельных чиновников и крупных бизнесменов, но оно не до конца справедливо. RB.ru побеседовал с экспертами британской компании Gabbitas Education, которая более ста лет предоставляет консалтинговые услуги в области образования, Наталией Поцелуёнок и Натальей Фрейздорф и узнал, как менялся со временем тип клиента компании, сильно ли выросло количество русских студентов и повлияли ли санкции на желание россиян отправлять детей учиться за границу.

На фото - студенты Итона. Фото: http://www.etoncollege.com/

 

- Если говорить о российских родителях, то каков портрет тех, кто отправляет детей в британские частные школы? Есть ли демократизация зарубежного школьного образования, или по-прежнему детей туда отправляют только очень обеспеченные россияне?

- В первую очередь это бизнесмены и предприниматели, члены правительственных организаций - те люди, которые могут это себе позволить в финансовом плане. Среди наших клиентов в принципе есть очень разные люди - от членов королевских семей до профессионалов, работающих представителей среднего класса. Эти профессионалы, о которых мы говорим, чаще всего переезжают за границу и хотят обучать там детей. Среди тех родителей, кто находится "на расстоянии", больше всего бизнесменов. В то же время есть клиенты чуть выше среднего класса, которые работают ради того, чтобы инвестировать в образование. Есть люди, по которым видно, что им, возможно, не очень легко это дается финансово, но они идут на это ради будущего своего ребенка.
 
- Выросло ли количество российских студентов за последние годы? 

- Скажем так, семь лет назад было достаточно много русскоговорящих клиентов, и с годами их становится больше. Это одна из причин, почему компания Gabbitas открыла отдельное российское подразделение - клиентов стало столько, что это позволило нам сделать свой департамент внутри компании. Не произошло мгновенного бума, рост был постепенный, и тип клиентуры меняется. Изначально люди приходили конкретно за школами-пансионами, отправляли туда детей, но сами не переезжали. Теперь все больше людей переезжает с возможностью открыть какой-то бизнес в Англии, они ищут уже дневные частные школы. Есть клиенты, которые привозят ребенка на короткий срок, по программе "погружения", чтобы ребенок попробовал учиться в Великобритании. В России, допустим, есть возможность окончить год экстерном, а в Великобритании это не очень распространено, нужно проходить по программе. У них есть строгая привязанность к возрасту, в России этого нет. Важно, сколько полных лет ребенку 1 сентября. Даже если у него день рождения 5 сентября, он все равно "переходит" в следующий год.
 
- Могут ли быть трудности с переходом в британскую школу из российской?

- Есть некоторые сложности с переводом русских детей в английские школы. Поскольку у нас школьное образование рассчитано на 11 лет, а там - на 13, есть нестыковка по возрастам. Получается, что ребенок попадает не в совсем "правильный" класс по русскому понятию, но по возрасту он должен быть именно в этом английском классе. Многие хотят получить среднее образование в России - и потом уже поступать в университет в Англии. Такое может не получиться, потому что в России школу заканчивают в 17 лет, а там - в 18, плюс последние два года английский ученик обучается по специальному двухгодичному курсу подготовки к вузу. Получается, что русскому студенту нужно "догнать" английского ученика, поэтому нужно проучиться дополнительный год, foundation year. Это может быть курс при университете или в специальном колледже. Тогда же будет распознаваться сертификат об образовании - сам по себе российский сертификат, к сожалению, не имеет веса, не дает право поступать в вуз. Обязательно нужно пройти этот foundation year. Аналогичная ситуация с чуть более ранним переходом. Ребенку обязательно должно быть 16 лет, чтобы он попал на этот двухгодичный курс. Русскому ребенку только 15, когда он окончил девять классов. Мы подбираем такие колледжи, которые готовы принять 15-летнего ребенка на ускоренный курс подготовки к этому двухгодичному.
 
- То есть качество образования лучше в Великобритании?

- Ни в коем случае не стоит сомневаться в самом уровне образования - возможности открываются очень большие, даже в государственных школах. Мы не работаем с ними напрямую, но мы знаем, как обстоят дела. Человек, поучившись в Великобритании, возвращается измененным - в хорошем смысле этого словам. Там будут ценить малейшие проявления, все возможности и качества. Если ученик слаб в математике и точных науках, то есть специализированные школы, например, в области искусств и драмы, где его будут учить всем академическим предметам и параллельно сильно развивать способности. Уже в школе у них будет возможность сформировать портфолио - не бывает такого, чтобы в университет они приходили "пустыми". Почему школы делают это? Потому что от этого зависит их престиж.
 
- Как оценивают знания учеников? Сильно ли система оценивания отличается от российской?

Что касается системы оценивания знаний, то она тоже интересна. Здесь не просто ставятся переходные баллы (даже из одного триместра в другой) - к каждой оценке прилагается подробное описание, характеристика успеваемости и усердности ученика по каждому предмету. Каждый учитель рассказывает о внимательности ученика, о его вкладе в уроки, оставляет пожелания - на протяжении всего обучения диалог происходит с каждым педагогом. Родители приходят не на общее собрание, где об их ребенке слышат все (это не всегда комфортно и не всем нравится). В частных школах есть так называемые тьюторы, которые ведут детей по академическому процессу в течение всего срока обучения. Он контролирует посещаемость, отмечает слабые и сильные стороны, передает родителям, на что им стоит обратить внимание. У каждого тьютора - 5-6 детей, за которыми он должен присматривать. Бывают также такие собрания, когда в огромном зале за столиками сидят учителя-предметники, и у каждого родителя есть 10-15 минут, чтобы поговорить со всеми, с каждым пусть кратко, но лицом к лицу.
 
- Какие требования предъявляются к педагогам, которых набирают в такие школы? Каким образованием и опытом работы они должны обладать?

- Конечно, у всех высшее образование - бакалавриат и магистратура в своей области, они обладают высокой квалификацией и опытом. Людей с опытом с радостью берут везде. Отдельно педагоги проходят интервью: это должны быть креативные, творческие энтузиасты, люди, способные создать свою уникальную программу и обучать по ней детей. В Великобритании вообще все основано на интервью - даже дети, которые переходят из младшей в старшую школу, проходят жесткие интервью с директорами, где надо доказать свою значимость и весомость, аргументировать, почему тебя как студента должны взять в эту школу. Детей так воспитывают с самого раннего возраста - конкуренция высокая, приходится приспосабливаться к миру сразу.
 
- То есть, проработав некоторое время в обычной государственной школе, педагог может претендовать на место в частной?

- Да. Нет различия, преподавал ли ты до этого в частной или не в частной школе. Главное - опыт и соответствующая квалификация. Естественно, все проходят очень жесткие проверки на "криминальное прошлое" (чего, кстати, нет в России). Чтобы работать с детьми, нужно пройти проверку в полиции. Есть более интенсивные проверки - для педагогов, которые присматривают за детьми в пансионах, их называют housemasters.
 
Параллельно все дети, живущие в пансионе, должны иметь представителей в стране - все несовершеннолетние должны быть под опекунством. Мы выступаем как представители родителей, мы предоставляем эти услуги - любые вопросы, которые касаются "сохранности" ребенка. Происходит это так: ребенок устраивается в школу-пансион, живет там, в доме при школе, у него там есть свои housemasters. Но есть моменты, когда ребенок обязательно должен на несколько дней покинуть территорию школы, и тогда они выходят из зоны ответственности школы. Тогда в дело вступает специальная так называемая "опекунская" семья. На английском они называются guardian, опекун - несколько иное понятие в английском. Мы как юридическое лицо назначаем "физическую" семью, которая примет ребенка к себе в дом. Они посещают родительские собрания, мероприятия. Для почти всех английских школ такая семья - обязательное условие. Семьи, разумеется, тоже проходят все эти проверки на "криминальное прошлое", получают рекомендательные письма от врачей. Мы сами посещаем эти семьи.
 
- А каковы цели родителей, отправляющих детей в частные школы? Поступление в зарубежный вуз?

- В первую очередь, конечно, это. Выпускникам частных школ открываются двери в американские, канадские, австралийские вузы, а также в любую европейскую страну. Помимо прекрасного персонализированного образования, дети получают еще и полезные связи, контакты уже в школьном возрасте. Как уже говорилось, в одной школе могут учиться очень разные люди. Например, члены и английской королевской семьи, и других европейских и неевропейских династий обучались, обучаются и будут обучаться в британских частных школах. Двери британских частных школ распахнуты для всех: и для простых людей, и для принцев. Среди клиентов нашей компании были королевские особы. Может быть, они не так впечатляют своим титулом, но эти связи впоследствии сильно пригодятся. В этих школах также учатся дети известных профессионалов и бизнесменов, база контактов у детей нарабатывается с ранних лет. Помимо этого, у него будет прекрасный английский язык, который пригодится везде. Все-таки истинный английский - в Великобритании, в Америке - свой диалект, в Австралии - свой. По статистике, больше всего шансов получить хорошую работу в престижной компании у выпускников британских университетов.
 
- Бывали ли истории, чтобы ребенок возвращался в Россию и пытался поступить в российский вуз? Проще ли ему поступать после учебы в Великобритании?

- Нет, не проще - из-за "потери" русского языка, из-за другой программы, другой терминологии. Ребенок быстро привыкает к языку, быстрее, чем взрослый. Хотя, конечно, нет ничего невозможного. Бывали ситуации, когда дети на короткий срок уезжали, чтобы сдать экзамены в России, параллельно заканчивая 12-й класс в британской школе. Они уже получали российский сертификат о среднем образовании, а в течение следующего года - доучивались в Англии.
 
- Успели ли уже события этого года и обострение отношений с Западом и санкции сказаться на количестве отправляемых детей? Каким образом? Не ожидаете ли вы дальнейшего ухудшения?

- Ухудшения нет, и мы его не ожидаем. Наоборот - был определенный всплеск интереса не только у россиян, но и у жителей русскоговорящих стран, постсоветского пространства - в связи с определенными событиями. На выставке, в которой мы приняли участие, был большой интерес к обучению за рубежом. Мы общались с большим количеством людей, среди которых были и те, кто хочет отправить учиться детей, и те, кто сам хочет подучить бизнес-английский в Великобритании, юридический и экономический английский. Многие родители сами хотят научиться говорить по-английски, их все больше. Раньше часто получалось так, что дети были англоговорящие, а родители - совсем нет. Сейчас тенденция такая, что родители хотят быть "на одной волне" с детьми. Но прежде всего, конечно, люди хотят свободы, которую дает английское образование.
 
Есть, возможно, осторожность со стороны некоторых клиентов. Что касается отправления детей за границу, то не произошло никакой остановки. Некоторые родители подумывают сами переезжать, размышляют, насколько легко им будет начать там бизнес, но что касается нашей работы, то на ней последние события точно не сказались. На отношении и философии клиентов это не отразилось. Последние события, о которых мы говорим, сказались, вероятно, на тех, кто целенаправленно смотрит телевизор.
 
К нам приходили, например, из посольства, они обращались за консультацией. То есть не стоял вопрос, остаться или уехать. Они выясняли, в какую школу лучше отдать ребенка. Если ребенок проучится в средней школе в Великобритании, а потом вернется в Россию, он сможет адаптироваться в России, если он научен работать. Родители могут и не думать о переезде, но дать ребенку возможность увидеть мир, познакомиться с чем-то другим. Я вспоминаю наших новых клиентов - никто из них не забрал детей, никто не уехал. Пришли несколько клиентов, которые активно планировали переезд: у нас были дети, которых нужно было срочно оформить именно на учебный 2014 год, а они пришли в июле.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter