Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Экономист о возможном введении налога с продаж: хуже времени для этого не придумаешь

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

На прошлой неделе прозвучала информация о том, что президент Владимир Путин одобрил введение налога с продаж, оставив реализацию этого решения правительству.

Экономист о возможном введении налога с продаж: хуже времени для этого не придумаешь

На прошлой неделе прозвучала информация о том, что президент Владимир Путин одобрил введение налога с продаж, оставив реализацию этого решения правительству. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, правительство России пока не определилось с налогом с продаж, вопрос будет рассматриваться, и окончательная точка будет ставиться на текущей  неделе до рассмотрения бюджета на правительстве, сообщают РИА Новости. 



 

Разговоры о введении налога с продаж по инициативе регионов идут уже несколько месяцев. Предполагается, что субъекты РФ смогут по собственному усмотрению вводить этот налог в размере 3-5%.  Также обсуждается решение о повышении ставки НДС.


Игорь Николаев, партнер ФБК, директор Института стратегического анализа, рассказал RB.ru, как эта мера, в случае ее принятия, скажется на бизнесе  и экономике.

 

 

- Как это скажется на нас, простых потребителях?

 

- Хуже времени для введения этого налога не придумаешь. Понятны мотивы, почему это происходит – надо деньги откуда-то брать. Мы видим, что происходит с ценами на нефть, что происходит с динамикой российской экономики – она уходит в минус. Отсюда возникла эта идея. В последнее время драйвером символического экономического роста была розница. Сейчас потребительская активность существенно снижается. Например,  продажи легковых автомобилей упали на 26% в августе в годовом выражении. Единственное, что нас поддерживало – это  продажи, потребительская активность.

 

С введением налога с продаж, который ведет автоматически к еще большему росту инфляции, эта потребительская активность еще больше дестимулируется. Это означает  углубление кризиса в начале 2015 г. Уже к концу этого года мы уйдем в минус. Поэтому последствиями ввода налога станут инфляция и падение активности.

 

Мы, потребители, ощутим это через рост цен. Надо учитывать еще и инфляционный фон. В странах, где низкая инфляция, в таких случаях цены разгоняются еще больше.

 

Интересен опыт Японии – она  недавно тоже ввела налог с продаж – и там очень существенно упали продажи (это в Японии, где нет такой инфляции!). Для нас, потребителей, негатив, прежде всего, в росте цен.

 

- Это региональный налог, т.е.  право отдано на откуп регионам. Это значит, что они смогут и не вводить его, если захотят, не так ли?


- Это хорошая мина при плохой игре. Регионы во многом будут вынуждены вводить налог с продаж, потому что им надо выполнять майские указы президента 2012 г., где зафиксировано соотношение между зарплатами бюджетников и средними зарплатами. Регионы в нем заинтересованы – и им, таким образом, дается источник. Они бы и рады  не вводить, но от них требуют выполнения майских указов.

 

- Как вы считаете, поспособствует ли это уходу бизнеса в серую зону?


- Это будет работать на этот процесс. Но бизнес автоматически перекладывает все на потребителя. Очевидного стимула для ухода в тень у бизнеса нет, просто это прибавляет автоматически 3% к ценам. Другое дело, что и бизнес понимает, что продажи упадут еще в большей степени. Несильный стимул к уходу в тень тоже будет.

 

Где и на сколько в России уже подорожали продукты питания, смотрите в ФОТОРЕПОРТАЖЕ

 

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter