Архив rb.ru

Директор часового завода "Ракета" Жак фон Полье: "Французы критикуют власти ровно за то же самое"

Архив rb.ru

Граф Жак фон Полье - француз с русскими корнями, который несколько лет назад вместе с группой единомышленников восстановил часовой завод в Петергофе и теперь мечтает о славе Hermes и Louis Vuitton для советского бренда "Ракета".

Директор часового завода "Ракета" Жак фон Полье: "Французы критикуют власти ровно за то же самое"
Как развивать свое дело, которое не приносит дохода, и зачем это нужно, он рассказал нам в интервью.


Фото: Денис Губанов, Британская высшая школа дизайна, для RB.ru

"Здравствуйте! Меня зовут Повилас, по-русски Павел, - встречает меня молодой человек и протягивает визитку, на которой указана его должность – менеджер по пропаганде. Мы входим в большую комнату с кухонным уголком и рабочей зоной, состоящей из нескольких столов и компьютеров, за которыми сосредоточенно трудятся сотрудники дизайн-студии часового завода "Ракета". "Это помещение – квартира нашего директора, но он здесь, конечно, не живет", - поясняет мне коллега Повиласа Мария. Директор и основной владелец "Ракеты" – граф Жак фон Полье, француз с русскими корнями – его бабушка родилась в Крыму. Здесь, в его квартире в единственном здании на Петровском бульваре в центре Москвы работают дизайнеры и менеджерский персонал "Ракеты", а часовое производство находится в Петергофе  - на месте Петергофской гранильной фабрики, основанной Петром Первым. До того, как стать часовым заводом, предприятие гранило драгоценные камни, изготавливало хирургические инструменты и клинки, набалдашники для тростей и зонтов, мозаичные полы и даже гробницы. Кремлевские звезды и мраморные плиты для Мавзолея Ленина тоже были сделаны петергофскими мастерами. Первые часы на петергофском заводе были выпущены после окончания Великой Отечественной войны – в 1949 году.

"Вот наши витрины с историческими моделями, вот – с современными, - показывает Повилас. - Дизайнеры берут за основу часы, которые наш завод выпускал в советское время, и добавляют им  актуальности. А продолжать продавать точно такие же часы, как в 60-х годах – это тупиковый путь". Мы останавливаемся у исторической витрины: вот часы "Победа", выпущенные в 1946 году специально к годовщине победы в Великой отечественной войне, вот "Петродворцовый классик" – так называемые часы Горбачева (он носил их в годы перестройки), вот часы "Города" 1974 года – современный их дизайн выполнила модель Наталья Водянова.        


Слева - часы "Города" 1974 года, справа - "Города" Натальи Водяновой. Фото: Денис Губанов, Британская высшая школа дизайна, для RB.ru

После распада СССР Петродворцовый часовой завод не закрывался и продолжал выполнять небольшие заказы, но положение его было плачевным. В 2010 году группа инвесторов (многие из которых – носители русских аристократических фамилий) во главе с графом фон Полье взялись за восстановление предприятия. Часть уникального советского оборудования неплохо сохранилось и было реконструировано и доукомплектовано современной зарубежной техникой. На должность главного инженера новые владельцы пригласили бывшего директора отдела деталей хода Rolex Жан-Клода Кене, а в совет директоров вошел князь Ростислав Романов, прапрадедушкой которого был царь Николай I. Сейчас коллектив завода насчитывает около 100 человек и частично состоит из специалистов, работавших еще на советской "Ракете", частично из новых сотрудников, прошедших специальное корпоративное обучение. Продолжая давнюю традицию петергофского завода, клиентом которого был императорский двор, "Ракета" работает с индивидуальными заказами и уже изготовила часы для ФСБ, конституционного суда, спецподразделений "Альфа" и "Вымпел". А сейчас завод выполняет заказ для Центрального Детского мира на Лубянке, к его открытию после реконструкции часовые мастера сделают интерьерные часы с маятником – самые большие в мире. 

В планах Жака фон Полье не только продавать часы на российском и зарубежном рынках, но и экспортировать часовые механизмы, которые умеют делать на "Ракете". "Только 4 часовых производителя в мире работают на собственных часовых механизмах, и мы – в их числе", - хвастается менеджер по пропаганде Повилас.

Жак фон Полье встречает меня в своем кабинете, c часами модели "Петродворцовый классик" на руке.


Фото: Денис Губанов, Британская высшая школа дизайна, для RB.ru

- Ваш бизнес… - начинаю я, но мой собеседник резко прерывает меня.

- Это не бизнес! То, что не приносит прибыли, не является бизнесом. И я занимаюсь этим не ради прибыли -  мне просто кажется, что было бы очень печально, если бы такой уникальный завод, с такой богатой историей, перестал существовать.

- Но вы ведь рассчитываете выйти на прибыль в будущем? Не очень верится, что кто-то стал бы восстанавливать завод на свои деньги из чистого альтруизма

- Я вам объясню, - начинает кипятиться Жак фон Полье и достает с ближайшей полки увесистую папку с бумагами. – Видите? Это – не бизнес, - показывает он на копию указа Петра I об основании в Петергофе гранильной фабрики. – И это – не бизнес, и это, и это, - быстро листает он страницы в папке и кивает то на письма сотрудников завода с фронтов Великой отечественной войны, то на чертежи часов, выполненные еще советскими инженерами. – И когда я писал очерки из Афганистана и Ирана для газеты Paris Match – это тоже не бизнес, это тоже было не ради денег. И мастер-классы по финансам и маркетингу в Плехановке и МГИМО я тоже не ради денег даю!

- Подождите, но на развитие предприятия нужны деньги, а их нужно где-то взять…

- Хорошо, я вам так скажу: для меня заработать денег - это очень легко. Я один из лучших специалистов по фондовым рынкам в России. Я могу месяц поиграть на бирже и заработать достаточно для того, чтобы последующие три месяца заниматься тем, чем мне захочется.

- То есть основную часть средств, что вы вкладываете в "Ракету", вы зарабатываете на фондовом рынке?

- Да.

- Хорошо. Тогда такой вопрос: вы начали заниматься восстановлением завода "Ракета" незадолго до того, как Россию захлестнула волна патриотизма, и кажется, что сейчас для развития вашего бизнеса – самый удачный момент. Согласны, что вам в этом смысле повезло?

- Патриотизм скоро пройдет, как и любая крайность. Останется сбалансированное национальное самосознание. Россия сейчас проходит нормальный процесс в своем развитии, многие другие страны его уже прошли. Я помню, как в 90-е годы, когда я только приехал сюда, выйти замуж за американца и уехать из страны считалось среди россиянок высшим благом, и я очень рад, что эти времена закончились. Просто из одной крайности – неприятия всего русского и себя самих – ваши сограждане ударились в другую. Но это означает, что скоро в этом смысле общество обретет долгожданный баланс.

- Может быть вы и правы в том, что времена, когда россияне не хотели жить в России, прошли, но и сейчас немало тех, кто стыдится своих соотечественников, любым российским товарам предпочитает иностранные, резко осуждает политику властей и так далее. Особенно много таких людей среди интеллигенции.

- Ну, люди с такой позицией и во Франции есть.

- Наверное, у них к властям совсем другие претензии…

- Вряд ли. Ну, вот, перечислите - за что россияне критикуют нынешнюю российскую власть?

- Пожалуй, за коррупцию, за сосредоточение наиболее прибыльных бизнесов в руках политической элиты, за пропаганду в СМИ, за агрессивную внешнюю политику… - загибаю пальцы я.

- Так вот. Вам, россиянам, кажется, что все перечисленное вами – чисто российские проблемы. Но это проблемы общие для очень многих государств. Французы критикуют свои власти ровно за то же самое.

- Но не за агрессивную внешнюю политику?

- И за это тоже! Сколько раз российские вооруженные силы покидали территорию вашей страны с 1992 года? Четыре раза, включая Крым. А знаете, сколько раз с 1992 года это делали французские вооруженные силы? 25 раз!!

- Очень интересно, не знала французской статистики… Что ж, давайте вернемся к часам. Чем лично вас привлекла идея возродить советский часовой бренд?

- На мой взгляд, это намного более интересно, чем заниматься, например, аудитом или финансами (это, конечно, прибыльная, но довольно скучная работа). Такова моя первая мотивация. Вторая - я действительно думаю, что это нужно России, я уверен, что спрос в России на русские бренды будет только расти. Русские бренды в огромном дефиците.


Фото: Денис Губанов, Британская высшая школа дизайна, для RB.ru

- То есть вы вовремя увидели перспективную нишу?

- Увидел бы я это или нет, но русские бренды все равно будут становиться все популярнее. Это очень логично. Заметил ли я это раньше других? Не знаю, но точно мы раньше остальных начали писать на своей продукции большими буквами "Сделано в России". Когда мы только начали так делать, многие люди от чистого сердца советовали мне отказаться от этого, говорили, что это не помогает продажам. До сих пор иногда поступают такие советы. По их мнению, лучше писать, что часы сделаны в Швейцарии, или не писать ничего. Недавно мы получили анонимный совет продавать часы под брендом, название которого звучит более "западно". Конечно, я строго не согласен с этим. Подобные мнения - последние "отголоски" 1990-х годов, их все меньше и меньше.

- Что касается рекламы и маркетинга - как развивалось ваше сотрудничество с Натальей Водяновой?

На рекламу и маркетинг, к сожалению, практически денег не остается. С инвестициями все-таки непросто, и все, что нам удается найти, мы вкладываем в производство - в новые станки, в обучение молодых специалистов.

В этом смысле я очень благодарен Наталье - за то, что она помогает распространять информацию о нас. С Натальей мы знакомы давно, мы дружим. Когда я рассказал ей о проекте спасения завода, еще до начала работы, она сразу же захотела помогать. Тогда это был первый раз, когда она сотрудничала с русским брендом, и, наверное, это был первый раз, когда она сделала это совершенно бесплатно. Нам помогают также и олимпийские чемпионы Алена Заварзина и Вик Уайлд, победительница конкурса "Мисс Россия" Ксения Сухинова. Этот список растет.

- В этом списке, насколько я знаю, также и Екатерина Пескова, бывшая супруга пресс-секретаря Владимира Путина? На знаменитом интервью с главным редактором Tatler она, кстати, появилась в часах "Ракета".

- Екатерина – очень удобный партнер. Во-первых, она умна, во-вторых, богата – не попросит зарплаты, в-третьих, у нее уйма свободного времени и большие связи. Сейчас она ищет возможности разместить производство одежды под нашим брендом в Сербии (в этом ей, кстати, помогает мой друг режиссер Эмир Кустурица).

- В России размещать невыгодно?

- Вот эта футболка, что на мне, произведена по нашему заказу в России – и она получилась "золотой". В Сербии с одной стороны производство дешевле, а с другой стороны – это, все-таки, часть русского мира, что не противоречит нашей концепции. Наша цель - чтобы через пять лет бренд "Ракета" объединял бы разные виды товаров и стал бы для России чем-то, чем Hermes и Louis Vuitton являются для Франции.

- Ваше производство развивает бывший топ-менеджер Rolex. Как вы думаете, почему он решил работать здесь?

- Он входит в топ-10 самых известных часовщиков мира, нам очень повезло, что на момент нашего знакомства он находился в поиске нового проекта. Он был директором производства самых сложных деталей на заводе Rolex, потом занимал аналогичную позицию в компании Franck Muller. С этой компанией у него возникли разногласия, и когда мы познакомились, он искал новый проект. У нас ему интересно то, что мы - настоящая мануфактура, мы производим все. Как пианисту интересно играть на хорошем инструменте, так и здесь все дело в интересе. Деньги не имеют большого значения. В мире очень мало таких заводов, как наш, которые производят абсолютно все. Есть Rolex, есть филиал Swatch Group, есть японский бренд Seiko и мы. Разница между нами и остальными тремя производствами в том, что это все очень большие заводы, на Rolex, например, работает около четырех тысяч человек. В этом плане нашему топ-менеджеру было особенно интересно то, что он может напрямую воздействовать на модернизацию завода. Работая в большой компании, сотрудник является фактически маленьким "микроном", там тяжело что-то изменить, тяжело иметь свое мнение. Эти большие компании тяжело двигаются, тяжело меняются, да им это и не особенно нужно, им и так хорошо. У нас ситуация совершенно иная. Нам была нужна его экспертиза, особенно в создании новых механизмов, новых моделей. Создать их нужно достаточно быстро - обычно это десятки лет работы. Ему интересно менять старые станки на новые, обучать молодых часовщиков работе на них.

- Как происходит процесс обучения молодых специалистов?

- Мы создали единственную в России Школу часовщика. В советское время обучение происходило на постоянной основе, сейчас его нет. Мы поняли, что если нам нужны специалисты, то нам необходимо обучать их самим. У нас есть договор с Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом. Студенты, изучающие там механику, на определенном этапе выбирают себе специализацию. Они могут выбрать специализацию "Часовое мастерство", и если они останавливают свой выбор на ней, то уже последние два года обучаются у нас. Они получают теоретические знания и практические навыки, изучают историю часовой индустрии. Многое зависит от студента - некоторые уходят от нас через три месяца, некоторые остаются. Обучение прошли уже порядка 20 студентов. Разумеется, мы не можем их никаким образом удержать, четкие обязательства могут быть только в армии, а мы не армия. Человек волен выбирать, но мы надеемся, что студенты останутся, и большинство из них действительно остается.


В дизайн-студии "Ракеты". Фото: Денис Губанов, Британская высшая школа дизайна, для RB.ru

- Сколько сотрудников сейчас заняты на производстве?

- В дизайн-студии работают 15 специалистов, на заводе - около 100-110 сотрудников.

- Много ли молодых специалистов?

- Сейчас уже где-то 30-40% сотрудников - представители нового поколения. Это не обязательно студенты. Когда мы только пришли на завод, большинство сотрудников было старше 60 лет. В настоящий момент, я думаю, что средний возраст - где-то 40-45 лет. Поиск специалистов - один из самых сложных моментов. Есть специалисты среднего возраста, которые учились еще в советское время, но когда Советский Союз развалился, они радикально сменили сферу деятельности. Им по 40 лет, они еще совсем не старые. Их особенно много в Петергофе, где находится наше производство. Надо понимать, что Петергоф - не очень большой город, в советское время там было фактически только два варианта трудоустройства: работать гидом во дворце или на часовом заводе. В советское время завод насчитывал до восьми тысяч сотрудников. Эти восемь тысяч сотрудников где-то есть, обычно они до сих пор живут и работают в Петергофе. У нас было несколько случаев, когда очень хорошие специалисты-часовщики с 1990-х годов работали, например, водителями автобусов.

- В 2015 году у марки "Победа" будет юбилей (марка существует с 1945 года - ред.). Планируете ли вы как-то отметить это?

(С очень серьезным лицом.) - Да, конечно, мы планируем очень много. Во-первых, большой парад с танками на Красной площади 9 мая, авиашоу. Подобные парады планируются почти в каждом городе России. Планируем большой фейерверк - и в Москве, и в других городах. В Москве на праздновании юбилея будет присутствовать и Владимир Путин, и другие официальные лица. Таковы наши планы. Хорошо, что это для нас организует господин Путин, мы ему очень благодарны, что он планирует отметить юбилей бренда "Победа" с таким размахом. Что можно придумать лучше? (Смеется.)


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter