Архив rb.ru

Борьба с Uber - борьба против прогресса?

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Долгое время руководители Uber утверждали, что французское законодательство не сможет обуздать их компанию.

Борьба с Uber - борьба против прогресса?
Присоединиться

Долгое время руководители Uber утверждали, что французское законодательство не сможет обуздать их компанию. И вот два топ-менеджера европейского подразделения сервиса задержаны, им предъявлены обвинения в нелегальной работе сервиса и незаконном хранении данных. Многие наблюдатели видят в этом борьбу старой системы, которая противится всяческим изменениям, и новой, которая создает принципиально новую экономику.

 
Фото: Fotoimedia

Двое руководителей французского отделения
Uber пойдут под суд 30 сентября. Тибо Семфаль и Пьер-Димитрий Гор-Коти задержаны в рамках расследования деятельности мобильного приложения UberPOP. Надо отметить, что во Франции 1 января 2015 года вступил в силу закон, который запрещает непрофессиональным водителям осуществлять коммерческие перевозки. А UberPOP как раз служит посредником между пассажиром и водителем, готовым его подвезти, и якобы не является официальной службой такси, а занимается информационными услугами. При этом сервис, по сути, ничего не знает о своих водителях, не проверяет их (как это обязаны делать официальные автопарки), но при этом знает слишком много о своих клиентах. Таксисты в свою очередь могут не платить налоги и социальные отчисления.
 

Таким образом, двум топ-менеджерам Uber во Франции предъявлены обвинения в организации нелегального бизнеса и незаконном хранении персональных данных. По новому французскому законодательству им может грозить штраф в размере до 300 тыс. евро и два года тюрьмы.
 

Полиция начала свое расследование в отношении сервиса еще в конце 2014 года. Тогда прошли обыски в офисах Uber в Париже и были конфискованы разные документы.

 

В конце июня на улицы Франции вышли почти 3 тысячи таксистов, которые требовали запретить UberPOP. Из-за сервиса прибыль традиционных перевозчиков упала вдвое, так как средняя поездка на лицензионном такси стоит около 10 евро, а у Uber – не более 4. Кроме того, в десятки тысяч евро обходится и лицензия, которая не нужна перевозчикам UberPOP.

 

Попытка обуздать Uber
 

Это уголовное дело знаменует собой эскалацию волны усилий по обузданию компании из Сан-Франциско и новый упрек правовой стратегии сервиса, который балансирует на грани войны, отмечает The Wall Street Journal.
 

Даже после выдвинутых обвинений Uber продолжает бросать вызов, заявляя, что UberPOP будет работать до тех пор, пока его не запретит суд. Компания подчеркнула, что заинтересована в продолжении разговора с французским правительством о нормативно-правовой базе для таких услуг, которые предоставляет Uber. "Вы не можете украсть только потому, что вы думаете, что кража не является незаконной", - говорят в свою очередь французские чиновники.
 

Победы и поражения
 

Сервис подвергается гонениям по всему миру, но есть и победы.

- В Южной Корее сервис UberX оказался вне закона. В декабре прошлого года власти страны обвинили гендиректора компании Тревиса Каланика в незаконной деятельности на территории страны.

- В Нидерландах прокуроры провели обыски в офисах Uber в марте и начали уголовное расследование.

- В Милане судья в мае признал незаконной работу UberPop .

- Департамент транспорта Филиппин объявил о выделении сервисов такси, подобных Uber, в отдельную категорию официально зарегистрированного транспорта. Республика станет первой в мире страной с такими нормами.

- В Неваде (США) в мае приняли законопроект, разрешающий работу сервиса.
 

Есть мнения, что правительство Франции выдвинуло обвинение против топ-менеджеров просто, чтобы успокоить вышедших на улицу таксистов. "Они должны показать толпе, что хоть что-то делают", - говорит WSJ источник, близкий к Uber.
 

Борьба прошлого с будущим?
 

Несмотря ни на что, Uber – удачный проект, который сегодня оценивается уже в $41 млрд. При этом сервис просто на глазах переворачивает индустрию обслуживания, ставя ее на рельсы так называемой share-экономики. Сервисы наподобие Uber ничего не изобретают, но позволяют автоматизировать все, что поддается автоматизации, выводя на рынок уже качественно новую услугу. Компания уже заявляла, что то же французское законодательство в сфере пассажироперевозок устарело и нужны реформы для соответствия нынешним реалиям рынка.
 

И пока одни пользователи задаются вопросом, а чем, собственно, Uber отличается от тех же "бомбил", с которыми совсем недавно так активно боролись московские власти, другие наблюдатели в сложившейся ситуации делают отсылки к луддизму.
 

"Честно говоря, для меня луддиты - это сопротивление поколений, не обязательно возрастных, часто, технологических, ментальных или других, смотря где происходит революция", - пишет на своей странице в Facebook ректор Национального Открытого университета "Интуит" Анатолий Шкред. По его словам, ситуация с Uber – это классический английский случай. "Они пришли с новым решением и, естественно, встретили сопротивление от старого поколения. Не сопротивление – войну.  Ибо это Франция - там если выйдут таксисты, то это серьезно и их боятся, реально их боится власть. И Uber сломают, мне так кажется", - считает Шкред.
 

Напомним, луддиты были участниками стихийных протестов, которые проходили в конце 18 и начале 19 века в Англии. Они восставали против внедрения машин в ходе промышленной революции, так как считали, что их рабочим местам угрожает опасность. Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году и повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик. В последнее время это понятие стало применяться к людям, которые борются с достижениями инновационных технологий.
 

Один из предпринимателей в блоге на Medium пишет, что реакция французских таксистов, очевидно, является реакцией страха – старая система выступает против новой. "И, как всегда в эпоху перемен, старая система будет делать все, чтобы остановить новую, которая неизбежно победит, - пишет он. – Это то, что медленно, но верно происходит на наших глазах. Таксисты, несомненно, будут терять деньги и бизнес в процессе, но это в значительной степени является следствием нежелания этих компаний адаптироваться к изменяющимся потребностям клиентов и использовать новые технологии. А водителям такси я говорю: идите работать в Uber, они нанимают".
 

Движение луддитов, кстати, было подавлено с помощью новых строгих законов. При этом в наше время президент Франции предложил разогнать Uber и арестовать все машины, которые работали с сервисом. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Поездки на «Яндекс Такси» станут бесплатными при массовых эвакуациях
  2. 2 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда
  3. 3 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  4. 4 «Маркетплейс — это локальная история»
  5. 5 Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего