Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Американский стартап поможет бизнесу бороться за права рабочих в развивающихся странах

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Корпорация Walmart готова заплатить проекту LaborVoices $600 тысяч за информацию о проблемах на своих фабриках в Бангладеш

Американский стартап поможет бизнесу бороться за права рабочих в развивающихся странах
Соблюдение трудового законодательства - достаточно болезненный вопрос для многих компаний в разных странах мира. Например, не далее как на прошлой неделе China Labor Watch опубликовала очередной не слишком радужный отчет об условиях труда на заводе Pegatron, где собираются некоторые продукты Apple и который получил контракт на сборку бюджетного iPhone. Впрочем, пишет издание Inc.com, техническое сообщество, можно сказать, проигнорировало информацию о нарушениях.

Факт остается фактом: условия труда на многих заводах мира плачевны, изменить ситуацию крайне сложно, а по-настоящему привлечь внимание общественности к этому вопросу может разве что настоящая катастрофа (как, например, в случае с фабрикой в Бангладеш, где при обрушении под завалами погибли 1132 человека). Основатель и глава проекта LaborVoices Коул Гилл решил подойти к решению проблемы альтернативным способом. Он создал проект, с помощью которого сотрудники этих заводов могут "вооружиться" информацией о своих правах и не допускать злоупотреблений - у работников есть возможность анонимно сообщить о них.

Создание проекта имеет личные причины: когда мать Гилла приехала из Индии в США, она, будучи еще подростком, работала на швейной фабрике в штате Миссисипи. Когда аутсорсинговая модель стала популярной, фабрику закрыли и перенесли производство в развивающиеся страны. Но, к сожалению, условия труда из США вместе с производством не перенесли. В 2008 году Гилл, работая в госдепартаменте, отправился в Бангладеш и Шри-Ланку. Несмотря на то, что перед его приездом фабрики основательно "почистили", он слышал от многих сотрудников истории о вопиющих нарушениях трудового законодательства. Люди не могли найти работу в другом месте, потому что заводы делились между собой списками сотрудников. Именно тогда Гилл подумал, что если предприятия могут делиться информацией о работниках, то у работников должна быть аналогичная возможность поделиться информацией о заводах. С помощью друзей Гилл создал LaborVoices.

Более полумиллиона долларов за информацию

Проект LaborVoices дает сотрудникам завода возможность рассказать о нарушении трудового законодательства и получить информацию о своих правах, узнать, как работают различные вспомогательные сервисы (транспорт, уход за детьми и т. д.). По "горячей линии" ("умной линии", как ее называет Гилл) сотрудникам заводов задают вопросы о компенсации, страховке и лечении и других актуальных моментах. Каждый позвонивший получает анонимный профиль, чтобы можно было наблюдать за тем, как будут меняться обстоятельства с течением времени.

Надо отметить, что LaborVoices  - не благотворительная организация. Чтобы иметь доступ к сообщениям о проблемах, компании готовы платить, и платить весьма неплохо. Например, в мае был заключен первый корпоративный контракт с Walmart на $600 тысяч, чтобы разобраться с проблемами на 279 фабриках в Бангладеш.

"Компании хотят заботиться о том, чтобы у каждого участника их цепочки поставок была достойная зарплата и надлежащие условия труда. Многие просто не имели возможности оценить ситуацию на предприятиях в развивающихся странах в режиме реального времени", - цитирует Гилла портал Inc.com.

Чтобы завоевать доверие работников заводов, LaborVoices тесно сотрудничает с местными некоммерческими организациями, они распространяют информацию о проекте. А руководителей на заводах предупреждают, что теперь за ними наблюдают. Сотрудники анонимно обращаются в LaborVoices, чтобы сообщить о нарушениях и получить помощь, а компании вроде Walmart используют информацию, чтобы сделать свои предприятия лучше. Как отмечает Гилл, пока рано составлять какую-то статистику, но в ходе сбора данных LaborVoices получала самую разную информацию - от жалоб на словесные оскорбления до сообщений о детской смертности в Бангалоре. Как сообщала Ассоциация честного труда США, последнее имело место на предприятии компании Gap.

Разумеется, есть риски. Несмотря на то, что LaborVoices гарантирует обратившимся анонимность, руководство на местах может массово наказывать сотрудников за их жалобы. Но Гилл надеется, что его работа принесет гораздо больше пользы, чем вреда: чем быстрее непосредственно в американских компаниях узнают о нарушениях, тем быстрее виновных накажут, а ситуация изменится в лучшую сторону. Никакие камеры наблюдения и периодические инспекции не могут быть так же эффективны, как сервис, который позволяет сотрудникам поделиться своими историями.

Почему компании готовы платить?

Компании готовы выкладывать крупные суммы за возможность получения правдивой информации о ситуации на своих заводах - и вполне понятно, почему. Все, что связано с нарушением трудового законодательства, ощутимо вредит бренду любой компании. В прошлом году разразился целый ряд громких скандалов на заводах Foxconn, где собирают гаджеты Apple, Samsung и других компаний. В частности, инспекторы выявляли там целый ряд нарушений: неприемлемые переработки, нарушения техники безопасности, неподходящие условия труда, привлечение несовершеннолетних работников, неправильная утилизация опасных отходов, промышленные аварии. Многие сотрудники получали такую зарплату, которой не хватало на обеспечение нормальной жизни. Имели место и случаи самоубийств сотрудников, причиной которых становились невыносимые условия работы. Более двух десятков молодых людей свели счеты с жизнью. Надо ли говорить, какой урон это нанесло имиджу Apple?

После нескольких проверок, проведенных независимыми организациями (на которые, к слову, компания согласилась добровольно - из желания получить объективную информацию, которой у нее не было), глава Apple Тим Кук обязался улучшить условия труда на китайских заводах и стал сотрудничать с Ассоциацией честного труда США. План по улучшению условий труда Apple начала выполнять незамедлительно и даже работала с опережением установленного графика.

А Samsung весной этого года обвинили в использовании детского труда. Представители компании неоднократно заявляли, что в Samsung подобное неприемлемо, однако China Labor Watch обнаружила данные, свидетельствующие об обратном. Кроме того, были зафиксированы факты превышения всех допустимых норм переработки. В итоге были проведены внутренние проверки, и компания признала обвинения справедливыми, но отмечалось, что проблема была во многом в недостатке информации. Между тем это крайне отрицательно сказалось на инвестиционном имидже Samsung: ряд инвесторов включили корпорацию в список неблагонадежных компаний, в которые нельзя вкладывать средства из-за нарушения норм трудовой этики и требований социальной ответственности.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как нововведения Apple изменят работу в офисе
  2. 2 18 успешных управленцев, которые встают очень рано
  3. 3 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  4. 4 Идентичность бренда: зачем нужна и как формируется
  5. 5 Однорукие роботы и прозрачные телевизоры: чем запомнится CES 2021